Отзывы
«Ребята запаковали гитару на совесть. Пришла без повреждений.
Спасибо, буду ещё заказывать у вас!»


Николай Т. Нефтеюг...

«Четкая работа, порекомендую друзьям!
Хотелось бы видеть в наличии струны Gibson и Cleartone.


 »


Анатолий Краснод...

«Широкий ассортимент товаров; быстрота выполнения заказа; вежливость и индивидуальный подход со сторо ...»


Антон Санкт-П...

«Заказал уже 2 балалайки, всё отправили быстро,оплатил при получении, всё пришло в целости, я доволен, все бы так работали.»



«Добрый день. Заказ получен и оплачен. Все отлично большое спасибо, быстрая доставка и упаковка. Приятно иметь дело!»


Дмитрий Энгельс

Музыкальные термины на букву Р

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Равномерно-темперированный строй — см. Темперация.
Рага — один из видов индийской музыки, характерные особенности и характер исполнения которого формировались в течение многих сто­летий.
Раздельноречие, хомония — произношение слов с добавлением после со­гласных в закрытых слогах гласных (напр., вместо «видевше» видевоше, «грехом» — грехомо) или окончания «хомо» в окончаниях глаголов прошедшего времени (согрешихомо, восславихомо, пощадихомо и т. д.). Происхождение этого явления связано с утратой полугласных звуков старославянского языка (юс малый и юс боль­шой) в разговорной речи и стремлением церкви сохранить их в бого­служении. Хомовое пение было запрещено в XVII в.
Размер — см. Метр.
Размер такта — цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи. Числитель дроби указывает на количество долей в такте, а знаменатель на длительность этих долей.
Разработка — I. Средний раздел сонатной формы, идущий после экс­позиции и предваряющий репризу: тонально неустойчивая часть, в которой разрабатываются музыкальные темы экспозиции. 2. Разви­тие одной или нескольких тем.
Разрешение —1. Переход неустойчивого звука лада в устойчивый (или относительно устойчивый) на основе ладового тяготения. 2. Переход диссонирующего интервала в консонирующий. 3. Переход диссони­рующего аккорда в консонирующий.
Ракоходное   движение, возвратное, обратное движение — особый вид преобразования мелодии, темы или целого музыкального построения, заключающийся в исполнении этого построения в обратном направ­лении (от конца к началу). В практике ракоходное движение встречается в одном голосе, во всех голосах как способ образования производного по­строения, в ракоходном каноне (напр., у И. С. Баха). Разнообразно применение ракоходного движения в серийной музыке.
Раллентандо   (ит. rallentando — замедляя) — обозначение главного, по­степенного замедления темпа. Сокращения — rall., rallent.
Рапсод (гр. rhapsodos) — древнегреческий певец-сказитель.
Рапсодия (гр. rhapsodia — песнь рапсода, пение или декламация нарас­пев) — вокальное или инструментальное произведение свободной фор­мы, состоящее из разнохарактерных, контрастных эпизодов. Для   рапсодии характерно использование подлинно народных тем. Широко известны «Венгерские рапсодии» Ф. Листа, «Рапсодия в блюзовых тонах» Д. Гершвина, «Украинская рапсодия» С. Ляпунова, «Славянские рапсодии» А. Дворжака, «Испанская рапсодия» М. Равеля и др.
Распев, роспев — песнопения православной церкви, характеризующиеся определенным фондом мелодий-попевок и закономерностями их орга­низации в мелодиях. Признаками каждого распева являются: тип попевок, тесситура, мелодический склад, ритмическое построение, а также общий эмоциональный характер. Наиболее известные распевы: знаменный греческий, киевский, ростовский, успенский и т. д.
Распевание, распевка — исполнение специальных вокально-технических упражнений для подготовки голосового аппарата и слуха певца перед началом занятий или концертного выступления солиста, ансамбля, хора.
Расположение аккорда — положение аккорда терцового строения (или септаккорда) и его обращений по отношению к октавному звукоря­ду. Расположение аккорда в четырехголосном изложении может быть: 1) тесным, при котором интервал между 1 и 3 голосами равен октаве; 2) широким, при котором интервал между 1 и 3 голосами превышает октаву.
Раструб — расширяющаяся часть трубки духовых музыкальных инстру­ментов, образующая выходное отверстие.
Раунд  (англ. round — круг) — английская национальная разновидность бесконечного канона.
Расширенная экспозиция — экспозиция фуги,  в которой есть дополнительное проведение темы в главной или доминантовой тональности одним или несколькими голосами, вступившими ранее.
Ре (rе) — 1. Одно из слоговых названий звуков, то же что D или d. 2. Строй транспонирующих инструментов (in D), звучащих на тон выше записи (малый кларнет).
Ребаб, рабаб, рабоб — 1. Собирательное название смычковых инструмен­тов у мусульман. 2. Арабский струнный смычковый инструмент с деревянным корпусом и 1—2-я струнами. Используется для аккомпа­немента народными певцами у народов Индии, Египта, Малайского архипелага, северо-запада Африки и Средней Азии.
Ре бемоль  мажор — мажорная тональность, тоникой которой является ре бемоль (то же, что Des-dur). Имеет пять бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль).
Ребро — горизонтальная черта, соединяющая несколько восьмых нот. Двойное рёбро соединяет шестнадцатые ноты, тройное — три­дцать вторые и т. д.
Реверберация   (лат. reverberate — отражать) — послезвучание, остаточ­ное звучание, постепенно угасающий звук, образующийся в результа­те поступления в данную точку рассеянных и многократно отражен­ных волн после прекращения колебания источника звука. Реверберация имеет большое значение для акустики помещений, в частности больших концертных залов. С целью усиления акустического эффекта при помощи специальной аппаратуры в радиофицированных залах можно создавать искусственную реверберацию.
Ревю  (фр. revue — обозрение) — театральное представление, состоящее из небольших сценок, вокально-инструментальных и цирковых но­меров.
Регаль — 1. В XVI—XVIII вв. малый переносной орган с язычковыми трубами. Был инструментом для домашнего музицирования. 2. Языч­ковый регистр органа.
Регент  (от лат. regentis — правящий) — руководитель хора в русской православной церкви. Регентами также назывались выпускники петербург­ской певческой капеллы, окончившие полный курс с правом препо­давания пения в школах и гимназиях.
Регистр  (от лат. registrum — список, перечень) — 1. Ряд звуков певче­ского голоса, характеризуемых одним механизмом голосообразования и обладающих одинаковыми тембровыми качествами. В голосах необученных певцов существуют два основных регистра: грудной и головной, резко отличающиеся друг от друга как характером зву­чания, так и механизмом образования. Выравнивание звучания го­лоса достигается т. н. прикрытием и смешиванием его регистров, приводящим к увеличению импеданса и приобретению одинообразности работы гортани — единорегистрового звучания голоса, при ко­тором используются оба механизма — грудной и головной. Соотно­шение этих регистров как в звучании голоса, так и в механизме звукообразования переменно и определяется рядом взаимосвязан­ных факторов (типом голоса, участком диапазона, интенсивностью звучания и т. д.). 2. Участки диапазона музыкальных инструментов, характеризуемые единым тембром. Звучание инструмента (напр., кларнета) в различных регистрах существенно отличается. 3. Устрой­ства, применяемые на струнных клавишных инструментах для изме­нения силы звука, а также его тембра (клавесин). 4. У органа — ряд труб сходной конструкции, издающих звуки разной высоты, но одинакового тембра.
Регтайм  (англ. ragtime — отрезок времени) — 1. Форма городской тан­цевально-бытовой музыки американских негров конца XIX в., один из предшественников джаза. Характерным признаком регтайма являются две основные мелодические линии, не совпадающие ритмически; про­извольная ритмически обостренная мелодия и четкий аккомпанемент в ритме быстрого шага. 2. Американский салонный и бальный танец, возникший на основе танцевальной формы регтайма От него произошли фокстрот, тустеп, уан-степ.
Редакция (от лат. redigo — упорядочиваю) — 1. Проверка и исправление текста литературного или музыкального произведения с целью под­готовки его к печати. 2. Варианты текста произведения, возникаю­щие в процессе его доработки, переработки или подготовки к ново­му исполнению. 3. Приспособление произведения к новым усло­виям музыкального или сценического исполнения. 4. Исполнитель­ская трактовка музыкального произведения (нюансы, темпы, дина­мика, аппликатура и т. д.).
Ре диез минор — минорная тональность, тоникой которой является ре диез (то же, что dis-moll). Имеет шесть диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля, ми); энгармонически равна ми бемоль минору.
Резонанс  (фр. resonance — отзвук) — акустическое явление, при кото­ром в результате воздействий колебаний вибратора в другом теле (резонаторе), возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. В музыке резонанс используется для усиления звучания, изменения тембра и увеличения продолжительности звучания. Для этого конструируют специальные резонансы, отвечающие как на одну час­тоту (резонансовые челесты, подставка камертона и др.), так и множественные (деки ф-но, струнных и др.).
Резонансный пункт, пункт Морана — место в передней части неба (у корней верхних передних зубов), в котором при правильном звуко­образовании возникает максимальная интенсивность внутренних ощущений фонации (см. Вокально-телесная схема). Этот термин в конце XIX в. ввел в вокальную педагогику А. Мишуга, называвший резонансный пункт также опорой звука (см.). В 1928 году Ж. Моран подтвердил существование резонансного пункта.
Резонансовые струны — струны, располагаемые под игровыми струнами и звучащие в результате их колебания. Резонансовые струны создают своеобразный оттенок тембра и в известной степени усиливают звучание инстру­мента
Резонатор  (от лат. resonare — откликаться) — устройство с определен­ной частотой собственных колебаний, в котором в результате воз­действия вибратора с такой же или очень близкой частотой возни­кают интенсивные колебания. В музыкальной практике используются акустические (струна, камертон, мембрана, дека и др.) и электри­ческие (колебательные контуры) резонаторы.
Резонаторные отверстия — отверстия в корпусе музыкального инстру­мента, улучшающие его резонаторные качества. Резонаторные отверстия бывают круг­лыми (у гитары), эфобразными (у скрипки), треугольными, ромбообразными и т. д. Место и размеры резонаторного отверстия зависят от величины ин­струмента и его мензуры.
Реквием   (от лат. requies — покой) — траурная заупокойная месса, по­священная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII—XVIII вв. реквием превратился в крупное циклическое произведе­ние для солистов, хора и оркестра, утратив свое культовое значение. К лучшим образцам принадлежат реквием В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, Л. Керубини, Ф. Листа, А. Дворжака, Г. Форе и др. Современные композиторы, отдавая дань жанру реквиема, отказываются от традиционного текста. К числу таких произведений принадлежит реквием Д. Кабалевского.
Ре мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота ре (то же, что D-dur). Имеет два диеза в ключе (фа, до).
Реминисценция   (от лат. reminiscentia — воспоминание) — возвращение в музыкальном произведении темы или мотива в качестве напоми­нания о его более раннем проведении. Реминисценция  широко используется в оперной музыке.
Ре минор — минорная тональность, тоникой которой является нота ре (то же, что d-moll), Имеет один бемоль в ключе (си).
Реперкуссия   (от лат. repercussio — отражение) — 1. В учении о фуге в строгом стиле проведение темы и ответа во всех голосах, следую­щее после экспозиции. 2. В григорианском пении — важнейший после финалис опорный тон лада, в котором концентрируется мелодичес­кая напряженность (иначе — тенор, туба). Находится выше финалис на определенный интервал (от м. 3 до м. 6) для каждого лада и в совокупности с ним определяет ладовую принадлежность.
Репертуар (фр. repertoire — перечень, список) — совокупность произве­дений, исполняемых отдельными исполнителями или коллективами, а также предназначенных для исполнения определенными составами исполнителей или солистами.
Репетиция (лат. repetitio — повторение) — 1. Предварительное исполне­ние какого-либо произведения, необходимое для подготовки к пуб­личному исполнению. 2. Быстрое повторение одного и того же звука (относится к клавишным инструментам). 3. Особая конструкция фортепианного механизма, позволяющая ускорить извлечение повторных звуков (простая репетиция, двойная репетиция). 4. Фактурный элемент, состоящий из быстро повторяемых звуков одной и той же высоты.
Реприза  (от фр. reprise — повторение, возобновление) — 1. В сонатной форме — последний из основных разделов, следующий за разработ­кой. 2. Повторение раздела музыкального произведения. 3. Часть формы, ограниченная знаками повторения. 4. Знак повторения какой-нибудь части музыкального произведения.
Респонсорий  (от лат. response — отвечаю) — в католической службе — пение в форме диалога солиста и хора, чередование реплик священ­ника и хора.
Рефрен (фр. refrain — припев) — 1. Основной раздел рондо, повторяю­щийся несколько раз. 2. Второй раздел куплетной формы — припев.
Речитатив  (от лат. recito — читать вслух) — вокальная мелодия, при­ближающаяся к интонациям разговорной речи, не имеющая закон­ченной композиционной формы. Существует два основных вида речитатива: сухой, исполняемый «говорком» в произвольном ритме и поддержи­ваемый отдельными выдержанными аккордами (напр., в опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта и др.) и аккомпанированный речитатив — более мелодичный, с четким ритмом и насыщенным музыкальным сопровождением (напр., в опере «Каменный гость» А. Даргомыж­ского). Чаще всего речитатив предваряет арию в опере, кантате, оратории.
Ригодон — французский танец провансальского происхождения. Размер 2/4. Характер танца — оживленный, веселый, темпераментный. Был распространен в XVII в.
Рил (англ. гееl — вихрь) — народный хороводный танец, распространен­ный в Ирландии и Шотландии. Размер 4/4. Темп быстрый.
Рилио — современный бальный танец, созданный на основе литовской польки. Музыка Г. Пауга. Размер 4/4. Исполняется в быстром темпе.
Риспоста  (ит. risposta — ответ, возражение) — второй и последующие голоса в имитационно-полифонических произведениях (каноне, фуге, имитации и др.), которые имитируют пропосту.
Ритардандо  (ит. ritardando — замедляя, задерживая) — плавное, посте­пенное замедление темпа, совпадающее с ритенуто и раллентандо.
Ритенуто    (ит. ritenuto — задерживая) — неподготовленное замедление темпа.
Ритм  (гр. rhithmos) — один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией), выражающийся в чередовании со­отношения и группировке звуков, пауз различной протяженности.
Ритм энд блюз — урбанизированная модификация блюза, отличающая­ся экзальтированностью и экспрессией, усилением инструментального начала, более быстрыми темпами, энергичным битом, четким ритмом.
Ритмика — 1. Совокупность проявлений ритма в музыке. 2. Теория рит­ма, один из основных разделов античной теории музыки. 3. Система упражнений, учебный предмет, задачей которого является развитие ритмического чувства.
Ритмический рисунок — определенный порядок группировки долей так­та или самих тактов, последовательность длительностей звуков, от­влеченная от их высоты (в отличие от мелодического рисунка).
Ритмическое воспитание — система художественного воспитания, приме­няемая для воспитания музыкального слуха, памяти, чувства ритма, пластичности (для этого используются специальные упражнения, опирающиеся на связь музыки и движений). В нашей стране ритмическое воспитание является одним из средств эстетического воспитания в дошкольных учреждениях, музыкальных школах, хореографических, педагогичес­ких, культурно-просветительных училищах и других учебных заведе­ниях.
Ритмическое деление — деление ритмической единицы на равные части (две и более). Основной вид ритмического деления — деление на две длительности: целой ноты — на две половинные; половинной — на две четвертные; четвертной — на две восьмые и т. д., а также деление трехдольных длительностей на три: целой с точкой — на три половинные; поло­винной с точкой — на три четвертные и т. д. Существуют также ритмические фигуры, образуемые другими способами деления — дуоль, триоль, квартоль и т. д.
Ритурнель  (от ит. ritorno — возвращение) — 1. В вокальной музыке — инструментальный эпизод, исполняемый в начале и в конце каждой строфы песни, романса, оперной арии и т. д. 2. В танцевальной му­зыке — вступительный и заключительный инструментальный отыгрыш в танце. 3. В балете XVII—XVIII вв.— инструментальное вступление к танцу.
Рифф — мелодическая техника джаза, основанная на непрерывном и многократном повторении короткой однообразной легко запоминаю­щейся фразы, с незначительными мелодическими или гармонически­ми изменениями. Рифф встречается в регтайме, буги-вуги, свинге, совре­менном джазе.
Ричеркар (ит. ricercare — искать) — произведение полифонического скла­да, состоящее из нескольких разделов, непрерывно переходящих один в другой. В каждом разделе развивается своя тема в форме имита­ций, что и создает впечатления поиска каждым голосом темы. Вер­шины своего развития ричеркар достиг в творчестве Д. Фрескобальди. В XX в. к ричеркару обращаются Д. Малипьеро, Б. Мартину, А. Казелла, И. Стравинский.
Ричерката  (от ит. ricercare — искать) — разновидность фуги с особенно сложными приемами композиционной техники (увеличения и обра­щения тем, разработанные стретты и т. д.).
Рог — духовой музыкальный инструмент, изготовляемый из рогов жи­вотных. Первоначально был ритуальным инструментом, применялся охотниками, пастухами, воинами. В дальнейшем использовался и как духовой инструмент (Цинк, Серпент).
Рог   охотничий — духовой мундштучный инструмент, предшественник валторны. Использовался для подачи охотничьих сигналов. Звукоряд охотничьего рога натуральный, звук резкий, сильный.
Родство тональностей — 1.Тональности, имеющие наибольшее число общих звуков. 2. Соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (т. е. тех аккордов, кото­рые состоят из звуков, общих для обеих тональностей). В мажоро-минорной системе ладов родство тональностей имеет три степени: первая степень — тональности, в которых тонические трезвучия принадлежат к числу общих аккордов. Каждая тональность имеет шесть тональностей пер­вой степени родства (две того же лада и четыре — противополож­ного); напр., для C-dur — G-dur, F-dur, d-dur, e-moll, a-moll, f-moll; для c-moll — g-moll, f-moll, Es-dur, As-dur, B-dur, G-dur; вторая сте­пень— тональности, имеющие хотя бы одно общее трезвучие (но не тоническое). Каждая тональность имеет 11 тональностей второй степени родства (восемь того же лада и три противоположного); напр., для C-dur—В-dur, D-dur, Es-dur, As-dur, Des-dur, A-dur, E-dur, H-dur, g-moll, h-moll, b-moll; третья степень — тональности, в которых нет ни одного общего трезвучия. Каждая тональность имеет пять тональностей третьей степени родства (одну того же лада и четыре — противоположного); напр., для C-dur — Fis-dur, fis-moll, cis-moll, gis-moll, dis-moll; для c-moll — fis-moll, Fis-dur, H-dur, E-dur, A-dur.
Рожечники — исполнители на русских рожках.
Рожок — русский народный духовой инструмент. Деревянная или берес­тяная трубка с раструбом на конце.
Рожок английский — см. Английский рожок.
Рожок   почтовый — духовой мундштучный инструмент с коническим стволом без вентилей или клапанов. Использовался для оповещения о прибытии конной почты. Рожок   почтовый — предшественник корнет-а-пистона.
Розвод, развод — расшифровка сокращенно записанного особыми зна­ками участка мелодии знаменного распева с помощью обычной но­тации.
Розетка (фр. rosette — розочка) — у струнных инструментов украшение (инкрустация, мозаика, интарсия и т. д.), окружающее резонаторное отверстие и одновременно предохраняющее его от повреждений.
Рок-н-ролл   (англ. rock'n'roll, rock and roll — качайся и крутись) — на­правление джазовой музыки, возникшее в США в начале 1950-х гг. Произошел от слияния двух стилей: негритянского — «ритм энд блюз» и сельского американского фольклора — «хилл-билли». Рок-н-ролл стал одной из основ т. н. поп-музыки (см.), получил развитие в раз­личных жанрах — вплоть до опер в стиле «рок» — «Волосы» (кол­лективное произведение). «Иисус Христос — суперзвезда» (муз. Л. Уэббера).
Романеска   (ит. romanesca — римская) — итальянский народный танец. Размер 2/4 или 2/2. Темп оживленный, веселый.
Романс (исп. romance) — 1. Одноголосное вокальное произведение с ин­струментальным сопровождением. Романс получил особое развитие в твор­честве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ш. Гуно, Ж. Массне, М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова и др. 2. Название инструментальной пьесы напевного, мелодического характера (напр., романс из музыки Д. Шоста­ковича к кинофильму «Овод»). Примеры романса наблюдаются в творчестве И. С. Баха. И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа.
Рондино (ит. rondino — маленькое рондо, кружочек) — небольшая пьеса, написанная в форме рондо.
Рондо (ит. rondo — круг) — пьеса, в основе которой лежит одна главная тема, несколько раз повторяющаяся (рефрен). Между повторениями этой главной темы включаются другие темы (эпизоды). Классические образцы рондо создали И. Гайдн, В. Моцарт, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, И. С. Бах, Ф. Э.Бах, М. Глинка, Р. Шуман и др.
Рондо-соната — форма, органически сочетающая принцип рондо и сонат­ной формы. Подобно сонатной форме имеет экспозицию и репризу, подобно рондо — не менее трех проведений рефрена в основной то­нальности. Существуют две формы рондо-сонаты — с центральным эпизодом и с разработкой.
Рояль (от фр. royal — королевский) — струнный ударно-клавишный ин­струмент, одна из разновидностей фортепиано (см.), в котором стру­ны, дека и механика расположены горизонтально. У рояля особая кры­ловидная форма корпуса. По размерам рояли делятся на концертные (длина до 3 м.), салонные (около 2 м.), кабинетные (1,6—1,8 м.) и миньон (1,1—1,5 м.).
Рубато   (ит. rubato) — ритмически свободное исполнение без точного соблюдения длительностей нот.
Рулада (фр. roulade — катать взад и вперед) — виртуозный вокальный пассаж, исполняемый в быстром движении. Наиболее распростране­ны хроматические рулады.
Румба   (исп. rumba) — бальный танец мексиканского происхождения. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренный с резким ускорением по­следней части. Современная румба возникла на Кубе и получила широ­кое распространение.
Руны — старинные карело-финские и эстонские эпические песни, испол­нявшиеся двумя певцами в сопровождении кантеле. Из рун составле­ны эпосы «Калевала» и «Калевипоэг».
Русский лирический — современный бальный танец, в котором отраже­ны черты русского хоровода. Размер 2/4. Исполняется в умеренном темпе.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100Strun.Ru - создай свою музыку! © 2019