Отзывы
«Заказывала динамические наушники, получила очень быстро! спасибо»


Екатерина Сольвыч...

«Понравилось соблюдение сроков, ассортимент, вежливый менеджер.»


Наталья Истра

«Гитару получил, всё в порядке, спасибо! Хочу ещё что-нибудь в Вашем магазине купить:)»


Борис Кострома

«Быстрота обслуживания, внимательное отношение к заказчику и предоставленный качественный товар. Большое спасибо!
Всем бы интернет-магазинам так работать. Искренне вас благодарю!»


без под...

«Широкий ассортимент товаров; быстрота выполнения заказа; вежливость и индивидуальный подход со сторо ...»


Антон Санкт-П...

Музыкальные термины на букву О

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Обедня — утреннее богослужение православной церкви, включающее ряд песнопений для хора а капелла. Соответствует католической и про­тестантской мессе (см. Литургия). Включает более 12 гимнов.
Оберек, обертас — польский народный парный танец. Музыкальный раз­мер 3/4 (с акцентом на третьей доле второго такта), темп быстрый.
Обертоны (нем. Obertone — верхний тон) — частичные тоны, вместе с основным тоном входящие в состав музыкального звука. Состав обер­тонов определяет тембр звука (см. Гармонический ряд). Иначе говоря, призвуки, сопровождающие основной звук. Все обертоны при звучании образуют натуральный звукоряд, звуки которого расположены в следующем порядке (от основного тона): чистая октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, две малые терции, три большие секунды и т. д. Первые шесть призвуков образуют мажорное (большое) трезвучие и имеют большое значение в образовании мажорно-минорной системы ладов.
Обечайка — боковая часть корпуса музыкальных инструментов, имею­щих две деки.
Обиход — певческая книга русской православной церкви, включающая все основные песнопения.
Обиходный звукоряд — звуковая система, составляющая ладовую осно­ву русской средневековой музыки. Его структура: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (1—1—1/2—1—1—1/2—1—1—1/2—1—1). Трихорды, составляющие обиходный звукоряд, называются «согласиями», их — четыре: «простое», «мрачное», «светлое», «тресветлое».
Облигато (ит. obligate — обязательный) — 1. Название партии аккомпа­нирующего инструмента, обязательной для исполнения. 2. В операх, кантатах, ораториях XVII—XVIII вв.— партия сольного инструмен­та,— скрипки, флейты, гобоя и т. д., — сопровождавшего сольное пе­ние в ариях.
Оборот — обладающее определенной характерностью последование не­скольких звуков (мелодический оборот), созвучий (гармонический оборот), совокупности звуков и сопровождающих созвучий (музыкаль­ный оборот). Мелодический оборот близок к попевке, гармонический оборот — к кадансу.
Обработка — видоизменение музыкального произведения путем гармони­зации, аранжировки или транскрипции. Особенно широко применя­ется обработка народных мелодий, хотя в последнее время достаточно рас­пространены обработки классических произведений в современном (как пра­вило, эстрадном) стиле.
Образ музыкальный — обобщенное отражение в музыке явлений дейст­вительности и духовного мира человека, в котором средствами му­зыки достигается типизация общего, существенного через единичное, конкретное. Образ музыкальный является основным носителем идейно-художест­венного содержания произведения.
Обратимый контрапункт — полифоническое соединение мелодий, которое может быть преобразовано в другое с помощью обращения од­ного, нескольких (неполный обратимый контрапункт) или всех голосов (зеркальный обратимый контрапункт).
Обращённый пунктирный ритм — см. Ломбардский ритм.
Обращение аккорда — такой вид аккорда терцового строения, в кото­ром нижним является не основной тон, а другой составляющий аккорд звук. Существуют такие обращения аккордов: а) первое обращение — с терцовым тоном внизу (секстаккорд, квинтсекстаккорд); б) второе обращение — с квинтовым тоном внизу (квартсекстаккорд, терцквартаккорд); в) третье обращение — с септимовым тоном внизу (секундаккорд).
Обращение интервала — перенесение нижнего звука интервала на окта­ву вверх или верхнего — на октаву вниз. При обращении большие интервалы образуют малые, увеличенные — уменьшенные и наоборот. Чистый интервал остается чистым. Прима при обращении дает октаву, секунда — септиму, терция — сексту, кварта — квинту, квин­та — кварту, секста — терцию, септима — секунду, октава — приму.
 

 
Обращение септаккорда — вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда.
Обращение трезвучий — вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия.
Обращение темы, противодвижение, инверсия — повторение темы или мотива с заменой каждого восходящего интервала темы на равный ему нисходящий, и наоборот.
Обрядовая музыка — музыка, сопровождающая ритуал какого-либо об­ряда: свадьбы, похорон, рождения; обрядовые игры, связанные с се­вом, жатвой и т. д.
Общий аккорд — аккорд, встречающийся на разных ступенях двух (иног­да трех-четырех) тональностей.
Ода  (от гр. ode — песня) — торжественное музыкальное произведение, созданное в честь какого-либо события или выдающегося деятеля.
Одноголосие — мелодический склад музыки, характеризуемый наличием в произведении только одного голоса (мелодии)— без одновремен­ного сочетания с другими звуками.
Одноимённые тональности — парные тональности, имеющие одинаковые тоники, но разное ладовое строение (например: до мажор и до минор, ре мажор и ре минор).
Однородный хор — хор, в состав которого входят только однородные го­лоса (женские, мужские или детские).
Окарина   (ит. okarina — гусенок) — духовой инструмент, родственный флейте, с корпусом яйцеподобной формы. Имеет патрубок со свистковым отверстием для извлечения звука. Для изменения высоты тона в корпусе окарины имеется 7—10 игровых отверстий, позволяющих получать диатонический звукоряд в диапазоне ноны. Существовали семейства этого инструмента (от сопрано до баса), входившие в состав ансамбля.
Октава   (лат. octava — восьмая) — 1. Интервал, состоящий из восьми ступеней. Обозначается цифрой 8. Чистая октава содержит 6 тонов. Уменьшенная октава — 51/2 тонов. Увеличенная октава — 61/2 тонов. 2. Часть музыкального звукоряда, содержащая семь диатонических или две­надцать хроматических ступеней. 3. Восьмая ступень от заданной.
Октавная транспонировка, октавная транспозиция — перенесение звуков на октаву вверх или вниз. Для октавной транспонировки употребляется специальный знак  (),   который пишется над или под нотами, в зависимости от направления транспонирования.  
Октет  (от лат. okto — восемь) — 1. Ансамбль, состоящий из восьми исполнителей. 2. Произведение для восьми исполнителей с отдельной партией у каждого.
Октоих   (от гр. okto — восемь и глас) — богослужебная   книга   православной церкви, содержащая восьминедельный цикл песнопений, свя­занных с осмогласием.
Октоль   (от лат.  okto — восемь) — восьмидольная ритмическая  фигура, образующаяся путем деления на две части каждой доли квартоли.
Олен — жанр казахской народной лирической песни, исполнявшейся пев­цами — оленши.
Олонхо — общее название якутского героического эпоса, возникшего примерно в XIV—XV вв. и являющегося ценнейшим памятником культуры якутского народа.
Оляндра — старинный молдавский народный хороводный танец. Музы­кальный размер 3/8; темп умеренный. Исполняется как первый тор­жественный танец на свадьбе.
Опера (ит. opera — труд, дело, сочинение) — вид театрального искусства, в котором сценическое действие органически сочетается с музыкой — вокальной (солисты, хор) и инструментальной (оркестр), балетом и пантомимой (весьма часто), а также с изобразительным искус­ством (грим, костюмы, декорации). Первые оперы были созданы в Италии в XVI—XVII вв. Крупнейшими мастерами оперы в Западной Европе были: К. Монтеверди, А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель, X. Глюк, В. А. Моцарт, Д. Перголези, Д. Чимароза, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнер, Б. Сметана, С. Монюшко, Ф. Эркель, Р. Штраус, Д. Энеску и др. В России пер­вые оперы появились во второй половине XVIII в. К XIX в. отно­сится расцвет русской оперы, достигнутый благодаря творчеству М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусорг­ского, А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова и др.  Позже оперные произведения на различные сю­жеты создали С. Прокофьев, Д. Шостакович, Ю. Шапорин, Д. Ка­балевский, В. Мурадели, Э. Капп, Т. Хренников, И. Дзержинский, Р. Глиэр, М. Заринь, Е. Брусиловский, 3. Палиашвили, В. Шебалин, А. Петров, А. Холминов и др.  
Опера-балет — музыкально-театральный жанр, характерный для при­дворного театра Франции XVII—XVIII вв. Лучшие образцы оперы-балета созданы Ж. Ф. Рамо. В дальнейшем встречалась редко («Торжество Вакха» А. Даргомыжского, «Млада» Н. Римского-Корсакова, «Снеж­ная королева» М. Раухвергера и некоторые другие).
Опера-буффа   (ит. opera buffa — комическая опера) — итальянская ко­мическая опера. Возникла в XVIII в. на основе реалистической ко­медии и народно-бытовой песенной традиции как вид демократичес­кого оперного искусства, противопоставлявшийся опере-сериа. Круп­нейшие мастера опера-буффа — Д. Перголези, Д. Чимароза, Г. Доницетти, Дж. Россини.
Опера-водевиль — см. Водевиль.
Опера-семисериа — жанр оперы, занимающий положение между оперой-сериа и оперой-буффа. К опера-семисериа относятся некоторые оперы А. Скарлатти, Н. Пиччинни, Д. Паизиелло, В. Моцарта, Д. Россини. Жанр опера-семисериа развития не получил, хотя его традиции ощутимы в операх веристов Р. Леонкавалло, П. Масканьи, Д. Пуччини.
Опера-сериа   (ит. opera seria — серьезная опера) — жанр итальянской оперы на героико-мифологический или легендарно-исторический сю­жет, возникший в конце XVII в. Центральное место в опере-сериа занимало виртуозное пение солистов, как бы состязавшихся между собой в мастерстве вокализации. Крупнейшие мастера оперы-сериа — А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель, Н. Порпора, Б. Галуппи, Н. Пиччини, X. Глюк (до реформы), ранний В. А. Моцарт.
Оперетта   (ит. operetta — маленькая опера) — музыкально-сценическое представление развлекательного характера, близкое к комической опере, но с более развитыми диалогами. Наиболее значительные про­изведения в жанре оперетты созданы Ж. Оффенбахом, Ф. Зуппе, И. Штраусом, И. Кальманом, Ф. Легаром, Ш. Лекоком, Р. Планке-том, К. Миллекером, К. Целлером и др. В жанре оперетты успешно работа­ли российские композиторы: И. Дунаевский, Д. Шостакович, Т. Хрен­ников, Н. Стрельников, А. Рябов, Ю. Милютин, В. Соловьев-Седой.  
Опора певческая — сложное мышечно-вибрационное чувство, отражаю­щее особую организацию и оптимальный режим работы голосового аппарата, которые обеспечивают наилучшее качество певческого зву­ка. Украинский педагог-вокалист М. В. Микиша ввел в практику термины «опора дыхания», «опора звука», «речевая опо­ра», отражающие локальные ощущения певца, возникающие при фонации. Исследования Л. Дмитриева, В. Морозова, Р. Юссона по­зволили внести в субъективно трактуемое понимание певческая опора научное обоснование ее биофизических механизмов.
Опришки — украинский народный мужской танец, исполняемый в быст­ром темпе.
Опус  (лат. opus — труд, произведение) — термин, используемый для по­рядковой нумерации произведений композитора и, как правило, от­ражающий хронологическую последовательность сочинения или пуб­ликации произведения.
Оратория   (ит. oratoria, от лат. оrо — говорю, молю) — крупное кон­цертное произведение для солистов, хора и симфонического оркест­ра, написанное на определенный сюжет. Оратория возникла почти одновре­менно с кантатой и оперой (XVII в.) и по своей структуре близка к ним, отличаясь от кантаты большими размерами и развернутым сюжетом, а от оперы — преобладанием повествовательного элемента над драматическим действием, а также отсутствием сценического действия и художественного оформления (за редкими исключения­ми). Классические образцы оратории на легендарные библейские и антич­ные сюжеты создал Г. Ф. Гендель («Самсон», «Мессия», «Иуда Мак­кавей», «Геракл» и др.). В наше время оратория получила развитие как монументальная вокально-симфоническая форма, способная к воплощению тем большого общественного значения. Образцами таких произведений являются оратории: «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Сказа­ние о битве за русскую землю» Ю. Шапорина, «Песнь о лесах» Д. Шостаковича, «На страже мира» С. Прокофьева, «Патетическая оратория» Г. Свиридова, «По следам Руставели» О. Тактакишвили, «Поэтория» Р. Щедрина, «Путями Октября» А. Штогаренко и др.
Орган  (от гр. organon — орудие, инструмент) — сложный клавишно-духовой музыкальный инструмент, особенно распространенный в XVI— XVIII вв. Представляет собой систему труб (деревянных и метал­лических) различного размера, пневматического устройства и аппа­рата управления — игрового стола (spiel-tisch), кафедры, где находятся клавиату­ры для рук (мануалы) и ног (педали), регистровые рукоят­ки, кнопки, рычаги и другие приспособле­ния для управления органом, а также мес­то для музыканта-ор­ганиста. Система труб (до нескольких ты­сяч), объединенных в регистры, позволяет извлекать звуки раз­личных тембров в диа­пазоне шести октав.  
Органный пункт — 1. Выдержанный звук в басу, на фоне которого про­исходит движение верхних голосов и смена аккордов. Чаще всего органный пункт встречается на тонике или доминанте: двойной органный пункт построен одновременно на тонике и доминанте. Органный пункт может иметь вид повто­ряемой, мелодической или ритмической фигуры. 2. Звук, выдержан­ный в любом верхнем голосе.
Органум (от гр. organon — орудие, инструмент) — один из ранних видов полифонии, преимущественно двухголосный (см. Диафония). Был распространен в IX—XIII вв.
Ориентальная музыка  (лат. orientalis — восточный) — 1. Музыка наро­дов Востока. 2. Музыка в восточном   стиле   (напр., «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «В Средней Азии» А. Бородина).
Оркестр (гр. orchestra — площадка перед сценой в древнегреческом те­атре) — 1. Место перед сценой, на котором в Древней Греции раз­мещался хор, сопровождавший сценическое действие трагедии. 2. Место перед сценой в музыкальном театре, где помещается ор­кестр (оркестровая яма). 3. Коллектив музыкантов-инструменталис­тов, объединенных для совместного исполнения музыки. По составу оркестры делятся на такие основные виды: 1) Симфонические — малый или классический; большой симфонический (оперно-симфонический). В эти оркестры входят инструменты всех групп. 2) Струнный — состоящий только из струнных инструментов. 3) Духовой — состоящий из дере­вянных и металлических духовых инструментов и ударной группы: малый (медный), малый смешанный, средний смешанный, большой смешанный. 4) Оркестры народных инструментов — русских, украин­ских, казахских, узбекских и т. д., неаполитанский оркестр. 5) Шу­мовые оркестры, куда входят в основном ударные инструменты. 6) Эстрадные оркестры. 7) Оркестры электромузыкальных инстру­ментов. Развитие оркестров определялось эволюцией инструментов (изобре­тением новых, совершенствованием старых, исчезновением устарев­ших и т. д.), развитием оркестрового исполнительства, изменением оркестрового мышления композиторов. Большое влияние на развитие оркестров оказало творчество Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, А. Скрябина, Г. Малера и др. Стремление обогатить тембровую палитру оркестров привело к вклю­чению в их состав электроинструментов, использованию магнитофон­ной записи, разделению оркестров на пространственные группы и т. д.
Оркестрион, оркестрофон, оркестрина — 1. Самоиграющий механический инструмент, воспроизводящий звучание оркестра разного состава. После изобретения звукозаписывающих устройств необходимость в оркестрион отпала. 2. Небольшой переносной орган, сконструированный Г. Фоглером.
Оркестр народных инструментов — оркестр, в состав которого входят наиболее распространенные народные музыкальные инструменты, характерные для данного историко-географического региона.  
Оркестровка, инструментовка — 1. Изложение оркестрового или ансамб­левого произведения в виде партитуры для определенного состава инструментов. 2. Переложение какого-либо произведения для оркест­ра определенного типа и состава.
Орнаментика   (лат. ornamentum — украшение) — совокупность звуков, украшающих основной мелодический рисунок. Орнаментика делится на две ос­новные группы: а) мелизмы (группетто, форшлаг, трель, мордент и т. д.); б) свободная орнаментика — фигурации, фиоритуры, колоратура (1).
Орфеон — клавишная колесная лира с 4-мя жильными струнами, рас­пространенная в Западной Европе во второй половине XVIII в.
Орферион,  орфарион — струнный щипковый инструмент, род цистры. Был распространен в Англии, Италии и Франции в XVII в.
Орфоэпия  (от гр. orthos — правильный и epos — речь) — совокупность правил произношения, сформировавшихся исторически и закрепив­шихся в практике устного общенародного языкового общения. Во­кальная орфоэпия — совокупность правил произношения — имеет определен­ные отличия от речевой орфоэпии.
Орхестика (греческое) — искусство танца  (см. Хореография).
Осмогласие  (буквально — восьмигласие) — система гласов, использовав­шаяся при оформлении музыкального сопровождения церковного бо­гослужения христианской церкви. Название системы происходит от обычая в каждый из восьми дней праздника пасхи исполнять особый напев (глас). Как музыкальная система осмогласие оформилось в Византии XIII—XIV вв. Лады осмогласия делились на основные (автентические) и кос­венные (плагальные). К автентическим относились: дорийский лад (с тоникой ре), фригийский лад (ми), лидийский лад (фа), миксолидийский лад (соль). Плагальные лады строились так, что тоника каждого основного лада была IV ступенью косвенного, сохраняя при этом свое первоначальное значение. Плагальные лады получали на­звания соответствующих основных с приставкой гипо. В римской церкви использовалась та же система диато­нических последовательностей ладов, но автентическими были нечет­ные гласы, а плагальными — четные. Римская система получила название григорианской. Русское осмогласие известно под названием знамен­ного распева (см.). Его становление относится к XII в.
Основание интервала — нижний звук интервала.
Основная тональность — см. Главная тональность.
Основное положение — такое положение аккорда, при котором в басу находится его основной тон.
Основной тон — звук аккорда, который при тесном расположении аккор­да является самым низким, иначе — прима аккорда.
Основные деления длительности звуков — деления длительности звуков на равные части, из которых каждая более крупная длительность равна двум следующим более коротким (например, целая нота равна двум половинным, половинная — двум четвертям, четверть — двум восьмым, восьмая — двум шестнадцатым и т. д.).
Особые виды ритмического деления — дробление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным делением (например, четверть делится на три части, вместо деления на две, образуется триоль; от деления на пять частей, вместо деления на четыре, образуется квинтоль и т.д.).
Остинато — см. Бассо-остинато.
Открытая струна — струна, не прижатая к грифу во время игры.
Отклонение — кратковременный переход из главной тональности в по­бочную, но без закрепления в ней, а с возвращением в главную.
Отыгрыш — заключительное инструментальное построение, завершающее песню или романс. В куплетной форме отыгрыш выполняет функцию ре­френа, отделяющего один куплет от другого.
Оф бит — смещение акцентов с сильных долей такта на слабые, пере­шедшее в джаз из африканской музыки и характерное для инстру­ментов мелодической группы, не являющихся носителями ритма.
Офиклейд   (от гр. ophis — змея и kleidos — ключ, затвор) — духовой мундштучный инструмент из семейства бюгельгорнов. Имеет U-образный конический ствол из металла, в узкий конец которого встав­ляется мундштук. Клапаны (8—12) позволяют извлекать полный хроматический звукоряд. Звук грубого, ревущего тембра с неустой­чивой интонацией. Вытеснен тубой.
Офферторий    (от лат. offero — подношу) — песнопение католической «Особой мессы». В числе авторов  офферторий — И. Гайдн, В. Моцарт, Ф. Шу­берт, Ф. Лист, А. Брукнер и др.
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100Strun.Ru - создай свою музыку! © 2019