Отзывы
«Здравствуйте коллектив 100 струнок! Хочу выразить признательность ...»


Констан... Балашиха

Отзыв
«Спасибо за бесплатную доставку и подарок, хорошая акция для пенсио ...»


Виктор ... Тосно

«Здравствуйте! Когда появится в продаже 924440-28 Набор камерт ...»


Людмила Новосиб...

«Заказываю уже не в первый раз, всегда могу расчитывать на адекватн ...»


Михаил Курск

«Заказывала струны для сына, спасибо Тимуру, все побробно объяснил ...»


Наталья Москва

«Добрый день. Всё получил! Спасибо! Отличная работа! »


Андрей Москва

«Спасибо большое за быструю доставку в Подмосковье. За подарок (кан ...»


Татьяна МО

Музыкальные термины на букву П

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Па — (фр. pas — шаг) — термин, применяющийся в хореографии.— 1. Танцевальный шаг, характеризуемый определенной постановкой ног. 2. Сочетание танцевальных шагов, используемое на каком-либо количестве тактов танца или на весь танцевальный номер (па-де-де, па-де-труа, па д'аксьон и др.). 3. Названия бальных танцев (па-де-катр, па-де-грас, па-д'эспань и т. д.). 4. В общеупотребительном зна­чении — любое танцевальное движение.
Павана  (от лат. pavo — павлин) — старинный бальный танец испанско­го или итальянского (в этом случае название предположительно про­исходит от города Падуя) происхождения: темп медленный, торже­ственный; музыкальный размер 4/4.
Па д'аксьон (от фр. pas — шаг и action — действие) — танец в балете, связанный с развитием сюжета и раскрывающий содержание балет­ной сцены.
Па-де-де   (фр. pas de deux — танец двоих) — одна из основных форм классического балета. Структура па-де-де: совместный выход (антре), парная лирическая часть (адажио), две сольных вариации (аллегро), совместный финал (кода).
Па-де-катр   (фр. pas de quatre — танец четверых) — 1. Бальный танец английского происхождения. Музыкальный размер 12/8. 2. В бале­те — танец четырех исполнителей.
Па-де-патинер (фр. pas de patiner — танец конькобежца) — бальный та­нец русского происхождения. Музыкальный размер 4/4.
Па-де-труа,   (фр. pas de trois — танец троих) — танцевальная форма в балете, отличающаяся от па-де-де тем, что исполняется тремя ар­тистами (две женщины и мужчина), в связи с чем вводится третья вариация.
Палеография музыкальная (от гр. palaios — старинный, древний и grapho — пишу) — музыкально-историческая дисциплина, изучающая древние системы записи музыки, эволюцию музыкальных знаков, из­менения их форм в написании, а также памятники музыкальной письменности. Конечная цель палеографии музыкальной — расшифровка музыкального тек­ста рукописей и его перевод в современную нотацию.
Палоташ   (венг. palota — дворец) — венгерский бальный танец из трех частей (движений): лашан (медленно), чифра (украшение), фриш или фришка (свежо, бодро). Музыкальный размер первых двух час­тей 4/4, третьей 2/4.
Пандейра — бразильский ударный музыкальный инструмент из семей­ства идиофонов, состоящий из четырехугольной деревянной рамки и срединной планки, переходящей в ручку. Между боковыми рамками и планкой помещены 4 — 8 пар тарелочек на металлических стержнях. Звук извлекается встряхиванием. Используется в джазе.
Пандеро — испанский ударный инструмент круглой формы, похожий на бубен.
Пандури — трехструнный щипковый музыкальный инструмент, распро­страненный в Грузии.
Пантомима  (от гр. panta — все и mimeomai — подражаю) — 1. Искус­ство выражать мысли и чувства средствами мимики и жестов. 2. Те­атральный спектакль, в котором художественный образ создается средствами мимики, жестов и сопровождается музыкой. 3. Один из основных элементов балетного искусства (наряду с танцем).
Парадный   марш (фр. parade — пышность) — торжественный военный марш.
Паракапзук — армянский духовой инструмент, род волынки. Использу­ется для сольной и ансамблевой игры, а также аккомпанемента.  
Параллелизм  (от гр. parallelos, буквально: идущий рядом) — движение голосов с сохранением одного интервала между ними (параллелизм — терция­ми, квинтами, секстами и т. д.). Движение самостоятельных голосов параллельными квинтами и октавами в курсах гармонии и полифонии считается запрещенным, хотя, в композиторской практике целесооб­разность такого параллелизма решается в зависимости от поставленной худо­жественной задачи.
Параллельное голосоведение — одновременное движение двух голосов в одном направлении (вверх или вниз) с соблюдением равного ин­тервала между ними.
Параллельные интервалы — интервалы, возникающие в результате па­раллельного голосоведения.
Параллельные тональности — 1. В мажоро-минорной системе ладов — две тональности (мажорная и минорная), имеющие одинаковые клю­чевые знаки. Минорные параллельные тональности строятся от VI ступени мажорных то­нальностей. Напр., до мажор и ля минор, соль мажор и ми минор и т. д. 2. В натуральных ладах — тональности различных ладов, име­ющие одинаковые звукоряды. Напр., до ионийский, ре дорийский, ми фригийский и т. д.
Парафраза, парафраз (от гр. paraphrasis — пересказ) — виртуозное про­изведение, написанное на одну или несколько популярных тем. Зна­чительное место парафразы  занимали в творчестве Ф. Листа (напр., парафраз на темы оперы Дж. Верди «Риголетто», парафраз на полонез из оперы П. Чай­ковского «Евгений Онегин»).  
Пародия (гр. parodia — против, вопреки песне) — 1. Подтекстовка ново­го текста (часто сатирического по содержанию) к существующей мелодии. 2. Комическое подражание какому-либо музыкальному сти­лю, жанру, отдельному музыкальному произведению, манере испол­нения и др.
Партесное пение (лат. partio — голоса) — вид многоголосного хорового пения украинской и русской церковной музыки. Партесное пение было перене­сено в Россию с Украины в середине XVII в. и получило повсемест­ное распространение, заменив одноголосный знаменный распев. После введения партесного пения крюковая система записи была заменена современной нотацией, а вместо гласов закрепилась мажоро-минорная система. На основе партесного пения развился духовный концерт. Развитое партесное пение харак­теризуется торжественностью, монументальностью, развитым много­голосием, достигавшимся разделением хора на 4, 8, 12 и более го­лосов, сочетанием гармонической фактуры звучания с широким раз­витием мелодико-полифонического начала. Теоретические основы партесного пения изложены украинским композитором XVII в. Николаем Дилецким в «Мусикийской грамматике». Известны имена многих украинских и русских композиторов — авторов партесных сочинений: Н. Дилецкого, С. Пекалицкого, Б. Титова, Н. Бавыкина, Н. Калашникова, С. Беляева, Ф. Редрикова и др.
Партита   (от ит. partire — делить — одно из названий танцевальной сюиты, применявшееся в XVII—XVIII вв. (партита И. С. Баха, Г. Ф. Ген­деля).
Партитура   (от ит. partitura — разделение, распределение) — система записи всех голосов музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, оркестром или хором определенного состава. Принцип партитурной организаций записи — вертикальное расположение — дает возможность легко охватить направление дви­жения всех голосов в их одновременном звучании.
Партия   (от ит. partito — делю) — 1. Голос или голоса музыкального произведения для одного исполнителя или однородной группы. 2. Раз­дел экспозиции и репризы сонатной формы — главная, связующая, побочная, нередко и заключительная партия. 3. В многоголосной полифо­нической музыке — то же, что голос.
Парциальные тоны (от лат. partialis — частичный) — то же, что обер­тоны.
Паспье — старинный французский танец, близкий к менуэту. Размер 3/4 или 3/8, начало с затакта.
Пассаж (фр. passage — проход, переход) — восходящее или нисходящее последование звуков в быстром движении, имеющее виртуозный ха­рактер.
Пассакалья (от исп. pasar — проходить и calle — улица) — 1. Старинный танец испанского происхождения, исполняемый в медленном темпе. Размер трехдольный. 2. Полифоническая форма, разработанная в ви­де вариаций с постоянно повторяющейся в басу мелодией (бассо остинато). Характер пассакальи величественный, сосредоточенный, нередко трагический. Примеры пассакалья — у Д. Букстехуде, И. С. Баха, Г. Ф. Ген­деля.
Пассамеццо — итальянский танец XVI в. По музыкальному стилю бли­зок к паване.
Пассион — см. Страсти.
Пастиччо (ит. pasticcio, буквально: паштет, смесь) — опера, музыка ко­торой заимствована из нескольких опер одного или разных компо­зиторов или же специально написана несколькими композиторами. Этот термин применяется и к произведениям других жанров, создан­ных различными авторами. Пример пастиччо — опера «Айвенго», составлен­ная А. Паччини из опер Дж. Россини «Семирамида», «Моисей», «Танкред» и «Сорока-воровка».
Пастораль  (от лат. pastoralis — пастушеский) — 1. Опера, пантомима или балет, идеализированно показывающие сцены сельской жизни. 2. Вокальная или инструментальная пьеса, рисующая картины приро­ды или сцены сельской жизни. 3. Пастушья песня. 4. Вставная сцена в опере или другом спектакле, написана в стиле пастораль (1) — напр., пастораль из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского.
Пастурель — разновидность любовных песен труверов и трубадуров, диа­лог между рыцарем и красавицей-пастушкой.
Патет — ладово-интонационная модель в музыке Индонезии, родствен­ная pare, макаму, макому, мугаму, мукаму. Каждый патет принадлежит к одному из ладов — слендро или пелог, применяется в определен­ное время суток или разделе кукольно-теневого театра «ваянг гедо», начинающегося вечером и кончающегося на рассвете.
Патефон — механико-акустический аппарат для проигрывания грам­пластинок, выпускавшийся фирмой «Пате».
Пауза  (от гр. pausis — перерыв) — 1. Перерыв звучания на заранее определенный промежуток времени. 2. Знак, указывающий относи­тельную длительность паузы (1). По длительности паузы бывают такими же, как и ноты.
Певческая установка — состояние, необходимое для начала пения, под­готовленность всего организма певца к фонации. В комплекс певческой установки входят как внешние моменты: установка корпуса, головы, рта, мы­шечная свобода, так и внутренняя психолого-физиологическая готовность, включающая в себя состояние «вокально-творческого покоя», представление о качестве звука, элементах вокально-телесной схемы, настроенность на внутреннее состояние, требуемое идейно-художест­венным содержанием образа.
Певчий, певчий дьяк — профессиональный певец в русской православной церкви. Хоры, состоящие из певчих, участвовали в торжественных бого­служениях, на которых присутствовал царь, а также в придворных торжествах. В 1886 г. на основе синодального хора было учреждено училище церковного пения, сыгравшее значительную роль в разви­тии хорового профессионального пения.
Педализация — 1. Один из важнейших элементов пианистического искус­ства, умение применять различные способы взятия и снятия правой педали, совместное или раздельное использование обеих педалей и т. д. 2. Использование педального механизма для повышения или понижения звука на полутон при игре на арфе.
Педаль (от лат. pedalis — ножной) — 1. У фортепиано — ножной рычаг для управления механизмом, приглушающим или удлиняющим зву­чание струн (правая педаль) или же ослабляющим силу звука (левая педаль). 2. У арфы — ножной рычаг для перестраивания струн на полутон. 3. У органа — клавиатура для ног, при помощи которой музыкант управляет самым низким участком диапазона инструмента. 4. В литавре — механизм для перестройки в другой тон. 5. Выдержанные аккорды или отдельные звуки, на фоне кото­рых происходит движение других голосов многоголосного произведения при смене гармонии.
Педальная тарелка, чарльстон, хай-хет — ударный инструмент из семей­ства идиофонов. Педальная тарелка — устройство из двух горизонтальных тарелок на треножнике, в котором нижняя тарелка неподвижна, а верхняя соединена с педалью так, что может подниматься и опускаться, из­давая звук. Педальная тарелка широко используется в джазе.
Пелог — один из основных звукорядов индонезийской музыки. Состоит из семи ступеней, интервалы между которыми воспринимаются близ­кими к м. 2, б. 2 и б. 3. На Яве пелог считается женской печальной тональностью.
Пение, вокальное искусство — исполнение музыки средствами певческого голоса, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-художественное содержание музыкального произведения. Пение мо­жет быть сольным, ансамблевым (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), хоровым, с сопровождением или без него. Существуют три основные стиля пения: кантиленный, певучий — широкое, плавно лью­щееся звучание голоса; декламационный — приближающийся к инто­нациям разговорной речи; колоратурный — основанный на кантиленном, но изобилующий разнообразными украшениями, пассажами и т. д. Для овладения этими стилями пения необходимы не только му­зыкальность, наличие хороших голосовых данных, но и специальная подготовка (см. Постановка голоса) — в широком смысле предпола­гающая умение естественно сочетать в пении вокальное и речевое начала. Т. н. народное пение опирается на народно-песенные и ис­полнительские традиции определенных географических регионов и передается от поколения к поколению. Современное «микрофонное» эстрадное пение отрицает необходимость специальной вокальной подготовки и опирается на бытовую манеру напевания, при которой голосовой аппарат функционирует так же, как при речи на централь­ном участке диапазона. При необходимости эстрадные певцы могут брать и относительно высокие звуки, однако для этого необходимо умение перестраиваться на «классическую» манеру звукоизвлечения, иначе в пении появляется элемент крика. Пение «микрофонных» пев­цов бедно такими важными качествами, как высокая певческая фор­манта (см.), полетность (см.), лишено опоры (см.). При различении манер пения следует учитывать, что использование микрофона в ка­честве вспомогательного средства для выступления на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и т. д. имеет место и у пев­цов «классического» плана, а эстрадные певцы используют микро­фон в качестве органической части своего голосового аппарата, т. к. без его помощи могут «петь не слишком высоко, несильно, недолго и нечасто» (Р. Юссон).
Пентатоника, пентатонный звукоряд (от гр. pente — пять и ton — тон) — лад, в звукоряде которого нет полутонов и тритона; известен также как шотландский или китайский звукоряд. Кроме пентатоники — бесполутоно­вой (ангемитонной, целотоновой) пятиступенной системы существуют также полутоновая (гемитонная) пентатоники — японская, индийская, индоне­зийская, смешанная (конголезская), темперированная (индонезий­ский звукоряд слендро, где октава делится на пять ступеней, не совпадающих ни с тонами, ни с полутонами).
Пентахорд (от гр. pante — пять и chorde — струна) — 1. Пятиступенный звукоряд диатонического лада в объеме чистой квинты. 2. Гаммаобразная последовательность пяти ступеней, построенная от любой ступени ладового образования.
Передувание — способ извлечения различных по высоте звуков на духовых музыкальных инструментах без применения вентилей, клапа­нов, отверстий при помощи изменения скорости воздушной струи или ее частей. Используя передувание, можно извлекать звуки, соответствую­щие обертонам гармонического (натурального) ряда.
Переложение — обработка музыкального произведения для исполнения другими голосами или инструментами; иначе — аранжировка.
Перемена ключевых знаков — отказ от старой тональности путем вы­ставления бекаров (если старая тональность имела знаки в ключе) и знаков новой тональности. Перемена ключевых знаков используется для записи моду­ляции в другую тональность на длительное время.
Переменные функции, вторичные, местные функции — ладовые функции, «противоречащие основной ладовой установке» (Ю. Н. Тюлин). В процессе развития музыкального произведения каждый тон лада, подчиняясь общему тональному центру, может временно принимать на себя функцию местной тоники, а находящийся квинтой выше его — временной доминанты, благодаря чему возникают побочные ладовые ячейки, с противоречащими основной ладовой установке тяготениями. Элементы этих ячеек выполняют переменные функции, которые спо­собны влиять на мелодическую фигурацию.
Переменный лад — 1. Лад, в котором функцию тоники и опорных тонов временно приобретают различные ступени лада, т. е. происходит вре­менная мелодическая модуляция. Особенно распространен в музы­кальной практике параллельно-переменный лад, в котором сочетаются мажор и параллельный минор. 2. Лад, звукоряд которого изменя­ется без смены тоники, т. е. отклонением в одноименную тональность. Переменный лад широко распространен в народной песне.
Переменные размеры — размеры, в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части. Например, в русских народных песнях — «Сидел Ваня», «Ой да ты, калинушка».
Перепляс — русский народный парный танец — состязание. Размер 2/4, темп — оживленный, быстрый.
Переченье — прием голосоведения, когда в разных голосах двух смеж­ных аккордов встречаются звуки одной ступени в хроматически изме­ненном виде. Переченье звучит остро, временами фальшиво.

 
Перечёркнутый   мордент — название мелизма. Перечёркнутый   мордент — последовательное исполнение трех нот: главной (той, которая написана), вспомога­тельной (на секунду ниже главной) и снова главной. Обозначается знаком  .

 
Период (гр. periodos — отрезок времени) — простейшее музыкальное по­строение, в котором изложена относительно законченная мысль. Период обычно состоит из двух похожих по структуре предложений (из 4 или 8 тактов каждое), завершающихся разными каденциями. Иног­да в форме периода пишутся целые музыкальные произведения (романсы, прелюдии, небольшие пьесы).
Перкуссия (лат. percussio — нанесение ударов, постукивание)  — использование в музыке различных национальных и этнических ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. Изначально перкуссия зародилась в ритуально-обрядовой музыке различных народностей мира; сегодня ее применение очень широко и может быть использовано в различных жанрах, включая электронную музыку. К перкуссии относятся такие инструменты как деревянные ложки, кастаньеты, трещотки, треугольники, кахоны, бонго, конги, шейкеры, колокольчики, ковбеллы, маракасы, джембе, бубен, тамбурин, дарбука, там-там и прочие ударные инструменты.
Первая гармония — первый раздел учебного курса гармонии, в котором изучаются гармонические закономерности в пределах одной тональ­ности (без модуляции).
Первая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки первой октавы обознача­ются: 1) в скрипичном ключе от ноты до на первой добавочной ли­нейке снизу до ноты си на третьей линейке; 2) латинскими строчны­ми буквами с цифрой 1 справа вверху (с1, d1, e1, f 1, g1, a1, h1); 3) слоговыми названия­ми со строчной буквы с цифрой 1 справа вверху (до1, ре1, ми1, фа1, соль1, ля1, си1).
Перпетуум мобиле — буквально, вечно движущееся — название пьесы вирту­озного характера, мелодия которой развертывается в непрерывном быстром движении одинаковыми мелкими длительностями. К таким пьесам относятся перпетуум мобиле Ф. Мендельсона-Бартольди, перпетуум мобиле для скрип­ки Н. Паганини, Рондо К. Вебера, полет шмеля из «Сказки о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Вечное движение» И. Штрауса.
Перхули, перхиса, перхисули — один из древнейших грузинских хорово­дов-танцев. Культовые перхули исполнялись во время свадебных и по­хоронных обрядов, они обычно трехдольные, имеют синкопирован­ный ритмический рисунок. Плясовые перхули имеют двухдольный метр и квадратную структуру.
Песня — наиболее распространенная форма вокальной музыки, в кото­рой органично сочетаются поэтический и музыкальный образы. Су­ществуют народные и профессиональные песни. Жанры и виды песни: 1) революционные, лирические, хороводные, обрядовые, любовные и т. д.; 2) по происхождению — городские, крестьянские, бурлацкие, рекрутские и т. д.; 3) по складу — одноголосные и многоголосные; 4) по формам исполнения — сольные, ансамблевые, хоровые, с сопровождением, без сопровождения.  5) См. Марш.
Песенность — понятие, предложенное Д. Б. Кабалевским для обозначе­ния совокупности характерных признаков песни в программе «Му­зыка».
Песня без слов — небольшое инструментальное произведение напевного характера, похожее на песню (напр., «Песни без слов» Ф. Мендель­сона).
Пехотный   рожок — духовой мундштучный инструмент без вентилей серпообразной формы. Использовался в XVIII — начале XIX в. фельдъегерями и в пехотных соединениях.
Пианизм (от ит. piano) — искусство игры на фортепиано. Термин пианизм ис­пользуется для характеристик различных школ игры на фортепиано: венской (В. Моцарт, И. Гуммель, К. Черни и др.), лондонской (М. Клементи, Д. Фильд и др.), школ Ф. Листа, Т. Лешетицкого, Ф. Бузони, А. Г. Рубинштейна, московской (К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер и их ученики), ленинградской (Л. В. Николаев и его ученики) и др.
Пианино   (ит. pianino — маленькое фортепиано) — разновидность фор­тепиано, имеющая корпус прямоугольной формы с клавиатурой на передней стенке. Техника игры на пианино и рояле одинаковая.
Пианола — приставное устройство, превращающее обычное пианино в механическое.
Пикколо (ит. piccolo — маленький) — наименьший по размерам и наибо­лее высокий по звучанию музыкальный инструмент. Относится к раз­ным семействам: флейта-пикколо, домра-пикколо, и т. д.
Пинкильо — южноамериканская индейская поперечная флейта с 5—6-ю отверстиями; диапазон около двух октав, звучание приятное, харак­терного «пасторального тембра».
Пипа — китайский четырехструнный щипковый инструмент типа лютни. Звукоряд хроматический, применяется как сольный, ансамблевый, оркестровый, а также аккомпанирующий инструмент.
Пистон (от ит. pistone — поршень) — 1. Вентиль цилиндрической формы у медных духовых инструментов. 2. Сокращенное название корнет-а-пистона.
Пифагоров строй — математическое выражение высотных соотношений ступеней музыкальной системы, сформулированное по методу пифа­горейцев, и характеризующее частоту колебаний через длины части натянутой струны (2/3 — чистая квинта, половина — октава от ос­новного тона и т. д.).
Пифферо — 1. Род малой поперечной или продольной флейты, предшест­венницы флейты пикколо с тремя игровыми отверстиями. Исполнитель на пифферо назывался пиффераро. 2. В XVI—XVIII вв. — название духовых, чаще деревянных, инструментов.
Пиццикато   (от ит. pizzicato — щипком) — прием игры на струнных смычковых инструментах. Звук извлекается не смычком, а щипком струны пальцем правой руки (как на гитаре, арфе и др.). Обознача­ется pizz.
Пищаль — древнерусское название высоких по звучанию духовых ин­струментов — сопели, свирели, зурны и др.
Пищик — камышовая пластинка-трость у зурны, гобоя, фагота и др. ду­ховых язычковых инструментов.
Плагальный каданс, каденция (от гр. plagios — косвенный и ит. caden­za— окончание) — завершение музыкального построения при помощи аккордов субдоминантовой и тонической функций.
 

 
Плектр (гp. plektron, от plesso — ударяю) (см. Медиатор).
Побочная партия — второй раздел экспозиции (или репризы) сонатной формы, излагающий вторую основную музыкальную тему. Пишется в побочной тональности (в репризе — в главной). Обычно контрасти­рует с главной партией по характеру, бывая более объемной, чем главная партия, и заканчивается ясным и сильным кадансом. Часто побочная партия содержит несколько тем.
Побочная тема — 1. См. Побочная партия. 2. Тема побочной партии.
Побочная тональность — тональность, в которую совершается отклоне­ние из главной тональности.
Побочные доминанты — аккорды доминантовой функции по отношению ко всем ступеням тональности, кроме первой. Введение побочной доминанты — обыч­ный способ образования отклонения.
Побочные субдоминанты — аккорды субдоминантовой функции по отно­шению ко всем ступеням тональности, кроме первой. Введение побочных субдоминантов — способ образования отклонения.
Побочные трезвучия — трезвучия, построенные на побочных ступенях мажора и минора.
Побочные ступени — II, III, VI, VII ступени в мажоре и миноре.
Побочный тон — звук, не входящий в терцовую структуру аккорда, при­бавленный к ней (см. Неаккордовые звуки, Неаккордовые тоны),
Подбородник — специальное приспособление у скрипки и альта, помо­гающее поддерживать инструмент подбородком во время игры на нем.
Подвижной   контрапункт — полифоническое соединение голосов путем их перемещения; например, обращения верхнего голоса в нижний и наоборот (вертикально-подвижной контрапункт) или более раннего (позднего) вступления голосов при повторном проведении тем (горизонтально-подвижной контрапункт), а также сочетания этих видов контрапунктов (вдвойне-подвиж­ной контрапункт).
Подголосок — 1. Варианты-отклонения от основной мелодической линии (голоса) в русской народной песне. 2 Побочные верхние голоса, про­тивостоящие главной мелодии нижнего голоса. 3. Побочные выдер­жанные звуки в каком-либо голосе, противостоящие другим голосам. Подголоски, используемые в импровизации народными певцами, создают по­лифоническую фактуру народного хора.
Подгрифок — деталь струнных музыкальных инструментов, служащая для прикрепления нижних концов струн (см. Струнодержатель).
Подобеден — прием византийской композиции, состоящей в сочинении мелодии к первой из изометрических строф. На эту мелодию испол­нялись и остальные строфы. В русской церковной практике «на по­добеден» тексты исполнялись свои, русские модели напевов.
Подставка — 1. Деталь струнных музыкальных инструментов, ограничи­вающая снизу длину звучащей части струн и передающая ее колеба­ния на верхнюю деку. Имеет вид вертикальной деревянной пластинки. 2. У многострунных музыкальных инструментов (фортепиано, цим­балы) — деревянная планка, прижатая к резонатору натянутыми струнами
Подтекстовка — написание текста к готовой мелодии.
Позитив   (от лат. positvus — поставленный)—небольшой орган без са­мостоятельной педальной клавиатуры с одним мануалом, 2—7-ю ре­гистрами, на котором можно исполнять полифоническую музыку. Позитив применялся в домашнем музицировании, в театрах и церквах как переносной сольный и ансамблевый инструмент.
Позиция   (от лат. positio — положение) — 1. Положение рук во время игры на музыкальных инструментах. 2 Положение левой руки во время игры на струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели, домре и т. д.). позволяющее исполнить заданную последовательность звуков  без смещения руки 3 Термин из вокальной педагогики, обо­значающий субъективное отражение в ощущениях качества звучания голоса (высокая позиция, низкая позиция).
Полётность — способность певческого голоса распространяться на боль­шие расстояния, выделяться на фоне оркестра или хора. Полётность голоса не зависит от его силы и обусловливается присутствием в звуковом спектре высоких обертонов, в частности, хорошо выраженной высокой певческой  форматы (см).
Полиаккорд (от гр. polys — многий, обширный и аккорд) — аккорд комп­лексной, многозвучной структуры, расслаивающийся на относитель­но самостоятельные части или складывающийся из нескольких час­тей-аккордов. Части полиаккорда называются субаккордами, выразительные свойства полиаккорда связаны с восприятием нескольких неидентичных ак­кордов в одновременности, порождающей их новое качество.
Полигармония (от гр. polys — многий, обширный и гармония) — звуковысотная структура, объединяющая в одновременности комплексы аккордов, созвучий, их групп. Общее название частей полигармонии — субструк­туры. Выразительные возможности полигармонии зависят от комплекса суб­структур и их взаимодействия.
Полиладовость  (от гр. polys — многий и лад) — сложный лад, объеди­няющий элементы разных ладов при одной тонике. Полиладовость создает спе­цифический многокрасочный эффект.
Полиметрия (от гр. poly — многий и metron — мера, размер) — соедине­ние двух или трех метров одновременно. Для полиметрии характерно несовпадение метрических акцентов в разных го­лосах. Наиболее яркое выражение полиметрии — сочетание различных метров на протяжении всего сочинения или его раздела (напр., сцена бала из оперы «Дон Жуана» В. Моцарта).
Полимодальность  (от гр. poly — многий и лат. modus — лад) — термин О. Мессиана, вид полиладовости, при котором в одновременности сочетаются лады ограниченной транспозиции (см. Симметричные лады).
Полиритмия  (от гр. poly — многий и ритм) — сочетание в одновремен­ности двух или нескольких ритмических рисунков, не совпадающих друг с другом, необходимое условие полифонии.
Полисерийность   (от гр. poly — многий и серия) — метод сочинения с помощью двух или нескольких серий одного параметра (обычно вы­сотного). См. Серийная техника.
Полистилистика (от гр. poly — многий и стиль) — намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений, стилисти­ческая разнородность (см. Коллаж).
Политематизм (от гр. poly — многий и тема) — построение музыкально­го произведения на двух или нескольких сопоставляемых или про­тивопоставляемых в процессе развития темах. Политематизм используется в со­натной и др. формах.
Политональность (от гр. poly — многий и тональность) — 1. Особый вид ладотонального изложения, сложный синтез звуковысотных отноше­ний, дающий новое ладовое качество (опирающееся на единый центр) — политонику, которая является множественной, полигармонически расслоенной на части (субтоники), используемой по типу диатонических тональностей. 2. Одновременное объединение несколь­ких тональностей в музыке многоголосного склада.
Далее
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100Strun.Ru - создай свою музыку! © 2023