Отзывы
«Спасибо, ноты получила. Очень довольна ) Вам Успехов в работе!»


Лариса В. Севасто...

«Спасибо за инструмент, получили, довольны!»


Елена Новорос...

«Добрый день. Заказ получен и оплачен. Все отлично большое спасибо, быстрая доставка и упаковка. Приятно иметь дело!»


Дмитрий Энгельс

«Балалайку получил, всё в целости и сохранности, большое вам спасибо, с вами очень приятно иметь дело!»


Александр Челябин...

«Понравился ассортимент и цена.
Из минусов: боксберри мог бы и побыстрей доставлять по городу. ...»


Илья Санкт-П...

Музыкальные термины на букву С

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Саз (перс.) — струнный щипковый инструмент, распространенный у на­родов Закавказья, Афганистана, Ирана, Турции и др. стран Востока. Имеет долбленный из дерева корпус грушевидной формы, длинную шейку с ладами и три группы струн — мелодическую, бурдонную и аккомпанирующую. Основной аккомпанирующий инструмент ашугов используется также для ансамблевой и оркестровой игры.
Сазандари — музыкант-исполнитель на сазе или других народных ин­струментах в Закавказье.
Сайдмен — музыкант джазового оркестра.
Саксгорн  (анг. и нем. Saxhorn, от фамилии изобретателя и Horn — рог) — семейство медных духовых мундштучных инструментов. Раз­новидности саксгорна — сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас.   Сконструированы   бельгийским   мастером А. Саксом в 1845 г. на основе бюгельгорнов. Ис­пользуются в духовых оркестрах.
Саксофон  (фр. saxophone, от фамилии изобретателя и гр. phone — звук, буквально — звук Сакса) — духовой язычковый музыкальный инструмент, изо­бретенный А. Саксом в 1841 г. В семейство саксофонов входит семь разновидностей: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Саксофон-сопранино и саксофон-сопрано имеют прямую форму, остальные — S-образную. Изготовляется из металла (латуни, серебра). Имеет сильный, выразительный звук своеобразного тембра и большие технические воз­можности. Используется преимущественно в джа­зе, реже — в духовом и симфоническом оркестрах, а также как сольный инструмент.
Саламури — грузинская свистковая флейта с 5—7-ю игровыми отверстиями на лицевой стороне и 1 — на тыльной стороне ствола. Звукоряд диатоничес­кий, распространена в бытовом музицировании, входит в состав грузинского оркестра народных инструментов.
Салонная музыка — развлекательная музыка XIX — начала XX вв., характеризуемая сентиментально­стью и мелодраматизмом. Основной жанр салонной музыки вокальная или инструментальная миниатюра.
Сальтарелло — итальянский танец народного происхо­ждения, исполнявшийся парой танцоров в по­движном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. Музыкаль­ный размер нерегулярный — чередование тактов в размерах 6/8 и 3/4. Близок к гальярде.
Самба — современный бальный танец, построенный на бразильской на­родной основе. Размер 2/4. Исполняется в быстром темпе.
Самбука — название разных типов музыкальных инструментов. В Древ­нем Риме и Италии в XIV в.— струнный щипковый инструмент типа угловой арфы, в средние века — духовой язычковый инструмент.
Самодеятельность музыкальная — творчество людей, для кото­рых искусство не является профессией. Музыкальная самодеятель­ность охватывает как сферу исполнительства (индивидуального и коллективного), так и создания музыкальных произведений.  
Санктус  (лат. Sanclus Dominus — святой боже) — раздел католической мессы, располагающийся между Кредо и Агнус Деи, отличающийся просветленно-торжественным ликующим характером.
Сарабанда   (исп. sarabanda) — старинный испанский народный танец трехчастного построения. Размер 3/4. Исполняется плавно и вели­чественно, хотя в литературе (М. Сервантес) она определяется как озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары бараба­на и кастаньет; в классической старинной танцевальной сюите сарабанда на­ходится между курантой и жигой. Своего расцвета сарабанда достигла в инструментальных сюитах Г. Генделя и И. С. Баха.
Саранги — индийский струнный смычковый инструмент с 3—4-я игровы­ми и 11—15-ю резонирующими струнами. Используется для сопро­вождения танцев и театральных представлений.
Сарсуэла — испанская разновидность музыкально-сценического представ­ления, близкого оперетте.
Сарюсофон — духовой язычковый музыкальный инструмент, созданный в 1856 г. во Франции В. Саррюсом. Существуют 6 разновидностей сарюсофонов — сопрано, контральто, тенор, баритон, бас, контрабас. Сарюсофон-контрабас использовался К. Дебюсси («Игры») и М. Равелем («Испанская рапсодия») вместо контрафагота.
Саунд (англ.) — звучание, характерное для определенного состава ансамбля, оркестра или джазового солиста.
Светомузыка,  цветомузыка — синтез музыки и световых эффектов на основе синопсии. Специальная аппаратура позволяет «переводить» музыку на «язык» различных световых комбинаций и таким образом исполнять как специально написанные для светомузыки произведения, так и другие пьесы. Приоритет создания светомузыкальной композиции, ос­нованной на обращении к цветному слуху, к пониманию слышимого и видимого как субъективно-психологического феномена, принадле­жит А. Скрябину, который ввел в партитуру специальную партию — «свет», записанную обычными нотами («Прометей»).
Свинг (англ.) — балансирование, качание. Характерный элемент исполнительской техники джаза, постоянная ритмическая пульсация, несовмещение акцентов мелодической и ритмической линий.
Свирель — народный духовой музыкальный инструмент типа продольной флейты. Изготовляется из дерева (теперь пластмассы или металла) и камыша. Встречаются одноствольная, двуствольная и многостволь­ная свирель. Входит в оркестр народных инструментов.
Свободная форма — свободное построение музыкальных произведений, т. е. форма, которая не соответствует установленным типовым струк­турным построениям (см. Музыкальная форма).
Свободный   стиль — стиль полифонической музыки, отличающийся от строгого стиля (см.) большим разнообразием построения мелодии, преобладанием двух ладов — мажора и минора, широким использо­ванием инструментальных форм. Вершиной свободного стиля является творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В широком смысле к свободному стилю относят раз­личные стили, отличающиеся от строгого стиля.
Связующая партия (часть) — 1. Раздел сонатной экспозиции (или ре­призы), связывающий главную партию с побочной. Следует за изло­жением основного тематического материала и подготавливает появ­ление побочной партии. 2. Переход от одного раздела к другому в музыкальных формах различного построения (напр., в трехчастной форме или рондо).
Севильяна — см. Сегидилья.
Сегидилья   (исп. seguidilla) — испанский народный танец-песня, испол­няемый в быстром темпе. Размер 3/4 (3/8), с разнообразными рит­мическими фигурами. Исполняется в сопровождении кастаньет. В му­зыкальной литературе широко известна сегидилья из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Секвенция   (лат. sequentia — следование, продолжение) — 1. Повторение какого-либо мелодического или гармонического оборота от различных ступеней лада или на определенный интервал.
2. Вид рели­гиозного средневекового песнопения, возникшего из юбиляций, рас­певавшихся после «Аллилуйя» на разные гласные. 2. Последователь­ное перемещение мелодического или гармонического оборота на дру­гой высоте, следующее за первым проведением как его продолжение. Секвенция, проходящая в одной тональности, называется тональной, если же обороты секвенции изложены в разных тональностях — модулирующей.
Секста (лат. sexta — шестая) — I. Один из основных интервалов, охватывающий шесть ступеней. Обозначается цифрой 6. Малая секста — ин­тервал, равный 4 тонам; большая секста — 41/2 тонам; увеличенная секста — 5 тонам; уменьшенная секста — З1/2 тонам. 2. Шестая ступень от заданной.
Секстаккод — первое обращение трезвучия, т. е. такой его вид, когда басовой опорой является терцовый тон (см. Обращение аккорда). Между басом и основным тоном (крайними звуками аккорда) обра­зуется секста (отсюда название). Обозначается цифрой 6.
 

 
Секстет  (от лат. sextus — шестой) — 1. Ансамбль, состоящий из шести исполнителей. 2. Произведение для шести исполнителей с отдельной партией у каждого.
Секстоль {от лат. sextus — шестой) — особая ритмическая фигура из шести нот, равная по длительности четырем (или восьми) нотам того же написания. Образована делением четырех  или пятидольного такта на шесть равных частей.
Секунда (лат. secunda — вторая) — 1. Один из основных интервалов, об­разованный соседними ступенями звукоряда. Обозначается цифрой 2. Малая секунда равна 1/2 тона; большая секунда — 1 тону; увеличенная секунда — 1 1/2 тона. 2. Вторая ступень от заданной.
Секундаккорд — третье обращение септаккорда (см. Септаккорд), т. е. такой его вид, ког­да басовой опорой является септимовый тон. Название происходит от интервала секунды, образующегося между басом аккорда и его основным тоном. Обозначается цифрой 2.
Семейство инструментов — группа инструментов, одинаковых по прин­ципу устройства и звукоизвлечения, но различных по размерам. Су­ществуют различные семейства музыкальных инструментов: смычко­вые, домровые, духовые деревянные, флейты, саксгорны и т. д.
Семидольный такт — такт, состоящий из семи долей.
Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, размещенных по терциям. Составные звуки септаккорда называются: основной тон (1), терцо­вый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7). Септаккорд обозначается цифрой 7. Основным видом, септаккорда называется септаккорда с основным тоном в ба­су. Первое обращение септаккорда называется квинтсекстаккордом (обозначается 65); второе обращение — терцквартаккордом (43); третье обра­щение— секундаккордом (обозначается цифрой 2). Септаккорд, образующий большую септиму между крайними звуками, называется большим. Септаккорд с малой септи­мой — малым. Септаккорд, состоящий из трех малых терций, называется уменьшенным. Главными разновидностями септаккорда по положению в ладу являются: доминантсептаккорд (септаккорд на доминанте); вводный септаккорд (на VII ступени); субдоминантсептаккорд (на II ступени). Название септаккорд происходит от интервала септимы, образующегося между крайними звуками аккорда.
 

 
Септет  (от лат. septem — семь) — 1. Ансамбль, состоящий из семи ис­полнителей. 2. Произведение для семи исполнителей с отдельной партией у каждого.
Септима   (лат. septima — седьмая — 1. Один из основных интервалов, охватывающий семь ступеней. Обозначается цифрой 7. Малая септима име­ет 5 тонов; большая септима — 51/2 тонов; уменьшенная септима — 41/2 тона. 2. Седьмая ступень от заданной.
Септимовый тон — звук септаккорда или нонаккорда, который в тес­ном расположении является четвертым снизу; иначе — септима ак­корда. Обозначается цифрой 7.
Септоль (от лат. septem — семь) — особая ритмическая фигура из семи нот, равная по длительности четырем (иногда восьми) нотам того же написания. Образуется в результате деления четырех-, шести- или восьмидольного такта на семь равных частей.
Серенада  (фр. sera — вечер) — 1. Лирическая песня, представляющая собой обращение к возлюбленной и исполняющаяся вечером или ночью под ее окнами. Была распространена в Италии и Испании. 2. В XVII—XVIII вв. — жанр камерной инструментальной музыки для небольшого оркестра (серенада для оркестра И. Гайдна, В. А. Моцар­та). 3. В XIX в. вокальная или инструментальная пьеса, связанная с образами любви.
Сериальность,  сериализм — разновидность серийной техники, при кото­рой применяются серии различных параметров (напр., серии высот и ритма или высот, ритма, динамики, агогики и темпа). От полисе­рийности отличается тем, что не использует одновременно двух или более серий одного параметра (напр., высотного), а сочетает разные серии (напр., последовательность высот регулируется высотной сери­ей, а продолжительность звуков — серией длительностей). Сериальность возник­ла как распространение принципов высотной серии на другие пара­метры (длительность, регистр, артикуляцию, тембр, агогику и т. д.). Распространение принципов серийности на все параметры музыки называется тотальной сериальностью, которая ведет к алеаторике. К сериальности обраща­лись в своем творчестве А. Вебери, О. Мессиан, П. Булез, А. Шнитке и др.
Сериальная техника — метод сочинения музыки, использующий серии двух и более параметров (напр., серии высот и ритма или серии высот, ритмов, динамики, артикуляции, тембров).
Серийная   музыка — музыка, сочиненная с помощью серийной техники. В серийной музыке не предусматривается использование какой-либо гармо­нической системы. Она избирается композитором для данного произ­ведения вместе с серией, когда, по мнению автора, мажоро-минорная система оказывается недостаточной для воплощения его замыс­ла. Серийная   музыка не применяется для сочинения бытовых песен, танцев, эстрад­ной музыки, хотя образный диапазон серийной музыки достаточно широк (напр., поэма о любви «Свет глаз» А. Веберна, библейская легенда «Мои­сей и Аарон» А. Шенберга, Шесть картин А. Бабаджаняна, драма «Лулу» А. Берга и др.).
Серийная  техника — 1. Техника музыкальной композиции, основанная на повторениях (проведениях) серий любого параметра, а также их сочетаний. 2. Метод сочинения музыки, использующий только высот­ные серии, т. е. техника додекафонии.
Серия — комбинация из  12 звуков хроматической гаммы — полная серия или 10, 8, 5, 4 звуков — микросерия, представляющая собой комплекс интервалов со строго определенным порядком следования звуков. Додекафонная серия имеет четыре формы (модуса): основную, обратную (ракоходную), инверсию, обратную (ракоходную) инвер­сию. Каждую форму можно излагать от любого из 12 звуков хро­матической гаммы. Общее количество форм — 48, все формы рав­нозначны. Серия, представляющая собой немногозвучный фрагмент полной серии, называется субсерией. Высотная серия является основой додекафонной техники А. Шенберга. В сериальной музыке использу­ются не только звуковысотные, но и ритмические, тембровые, дина­мические, артикуляционные, регистровые серии. Принцип серии — отказ от ладовых тяготений, равноправность всех звуков, возвращение к начальному звуку после использования всех тонов серии.
Серпент — старинный духовой мундштучный инструмент, басовый цинк.
Си (si) —одно из слоговых названий звуков, то же самое, что Н или h.
Си бемоль — 1. Одно из слоговых названий звуков, то же, что В или b. 2. Строй транспонирующих инструментов (in В), звучащих: а) на тон ниже записи (кларнет, труба, корнет); б) на семь тонов (боль­шая нона) ниже записи (бас-кларнет, духовые медные инструмен­ты — тенор и баритон).
Си бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является си бемоль (то же, что B-dur); имеет два бемоля в ключе (си, ми).
Си бемоль  минор — минорная тональность, тоникой которой является си-бемоль (то же, что b-moll); имеет пять бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль).
Сигнальная музыка — музыка прикладного назначения, включающая во­енные, спортивные, пионерские, охотничьи, приветственные, оповеща­ющие и др. сигналы, подаваемые при помощи горнов, труб, фанфар, барабанов, бубнов, колоколов и т. д.
Сигнатуры (от лат. signum — знак) — знаки музыкальной нотации, при­меняемые, главным образом, в генерал-басе для обозначения созву­чий.
Сила звука — см. Громкость.
Сильная доля — см. Доля такта.
Си мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота си (то же, что H-dur); имеет пять диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля).
Си минор — минорная тональность, тоникой которой  является нота  си (то же, что h-moll); имеет два диеза в ключе (фа, до).
Симметричные лады — лады, звукоряды которых образованы в резуль­тате деления октавы на разное количество (2, 3, 4, 6) равных час­тей. Существует четыре основных типа симметричных ладов: I — целотонный (12:6 — целотонное шестизвучие); II — уменьшенный или мало­терцовый (12:4 — уменьшенный септаккорд); III — увеличенный или большетерцовый (12:3 — увеличенное трезвучие); IV — тритоновый (12 : 2 — тритон).
Симфониетта (ит. simfonietta) — небольшая симфония. Название указы­вает на меньшее время звучания и ограничение состава исполните­лей. Жанр симфониетта получил распространение в XX в. (М. Регер, Б. Брит­тен, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Шебалин и др.).
Симфонизм — метод музыкальной композиции, основанный на все­стороннем раскрытии художественного замысла в процессе движе­ния, изменения и конфликтных столкновений музыкальных образов, широком размахе, интенсивной динамике и целеустремленности му­зыкального развития, вовлечения всей оркестровой массы в процесс изложения и преобразования тематического материала. Этот термин введен Б. Асафьевым.
Симфоническая    картина — одночастное симфоническое произведение, программа которого имеет изобразительный или описательный харак­тер; одна из разновидностей программной музыки (напр., «В Средней Азии» А. Бородина, «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Запо­рожцы» Р. Глиэра).
Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения сим­фоническим оркестром. К жанрам симфонической музыки относятся: симфония, сим­фониетта, симфоническая картина, симфоническая поэма, концерт для инструмента соло с оркестром, сюита, увертюра, фантазия и т. д.
Симфоническая поэма — крупное одночастное симфоническое произве­дение, в музыкальных образах воплощающее конкретный сюжет, поэтическую или философскую идею (напр., «Фатум» П. Чайковско­го, «Моя родина» Б. Сметаны, «Поэма экстаза» А. Скрябина, «Битва гуннов» Ф. Листа и т. д.). Симфоническая поэма является одним из основных жанров программной музыки. Родственными симфонической поэме являются симфоническая картина, легенда, фантазия, эскиз и др.
Симфоническая фантазия — симфоническое произведение, написанное на сюжет (программу) с элементами фантастики, полета художествен­ного воображения. Примерами симфонической фантазии являются «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского, «Франческа да Римини» П. Чайковского, «Утес» С. Рахманинова и др. Симфоническая фантазия также называется оркестровое произве­дение, основанное на свободной разработке заимствованных тем или народных мелодий («Фантазия на темы Рябинина» А. Аренского, «Фантазия на сербские темы» Н. Римского-Корсакова).
Симфонический оркестр — наиболее совершенный вид оркестра, состоя­щий из смычковых, духовых и ударных инструментов и участвую­щий в исполнении симфоний, опер, балетов и др. произведений, на­писанных для симфонического оркестра. Современный симфонический оркестр — результат длительного ис­торического развития оркестровой музыки. Он сформировался в конце XVIII ст. в творческой практике И. Гайдна. В XIX—XX вв. увеличился состав симфонического оркестра, значительно обогатилась его звуковая па­литра. Большую роль в этом сыграло творчество композиторов Г. Берлиоза, К. Дебюсси, Б. Бартока, Г. Малера, М. Равеля Р. Штрауса, И. Стравинского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковско­го, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Б. Лятошинского, А. Хачатуряна и др. Несмотря на то, что состав симфонического оркестра в основном сложился, продолжается его дальнейшее развитие, главным образом, за счет ввода новых инструментов (напр., элек­тронных) (см. Оркестр).
Симфония  (гр. symphonia — созвучие) — 1. Крупное произведение для симфонического оркестра, написанного в форме сонатного цикла. Как правило, симфония состоит из четырех частей, однако встречаются симфонии из большого или меньшего количества частей. Иногда в симфонии используют­ся также певцы-солисты и хор. Классический тип симфонии создали И. Гайдн, В. А. Моцарт и особенно Л. Бетховен. Виднейшими мас­терами симфонии были Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Брук­нер, Г. Малер, А. Дворжак; в русской музыке А. Бородин, П. Чай­ковский, Н. Римский-Корсаков, С. Танеев, С. Рахманинов, А. Скрябин и др.  2. В XVIII в. симфонией назывались вступительные части сюит, а также оркестровые вступления к операм.
Сингл ноут — способ игры на фортепиано без использования в партии правой руки аккордовой техники. Широко распространен в практике современного джаза.
Синкопа  (от гр. synkope — сокращение) — смещение тактового акцента с сильной (или относительно сильной доли) на слабую.
Синопсия  (от гр. syn — вместе и opsis — взгляд) — зрительно-слуховые ассоциации. Связь между звуком и светом, влияющая на процесс создания и восприятия музыки, была известна еще народам Индии, Китая и др. Некоторые музыканты (Н. Римский-Корсаков, А. Скря­бин) обладали способностью испытывать конкретно-цветовые ощу­щения от различных тональностей, аккордов, тембров, и наоборот, звуковые представления от цветовых красок. Эта способность нашла воплощение в создании произведений, в которых свету отводилась роль полноправного компонента (см. Светомузыка).
Сиринкс — 1. Древнегреческая одноствольная флейта. 2. Род много­ствольной флейты Пана.
Сиртаки — массовый современный греческий танец на музыку М. Теодо­ракиса. Музыкальный размер 4/4. Темп — вначале умеренный, уско­ряющийся до очень быстрого и неожиданно возвращающийся к уме­ренному.
Систр — античное название древне-египетской храмовой погремушки.
Ситар — индийский струнный щипковый инструмент семейства лютне­вых с корпусом из тыквы. Ситар имеет 7 основных и 13 резонирующих струн. Играют на ситаре сидя, звук извлекают плектром (мизрабом). Входит в классический ансамбль как солирующий инструмент, ис­пользуется для исполнения индийской музыки северной традиции.
Сицзюй — китайская музыкальная драма, возникшая в XII в.
Сицилиана (ит. siciliana — сицилийская) — старинный итальянский танец пасторального характера. Музыкальные размеры 6/8, 9/8, 12/8. Темп умеренный. Сицилиана была широко распространена в инструментальной и вокальной музыке (А. Скарлатти, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, П. Масканьи и др.).
Сказитель — исполнитель (часто и автор) былин, сказов, эпических и исторических песен, творчески развивающий исполняемые произведе­ния в самом процессе исполнения. Выдающиеся сказители — Иван и Тимо­фей Рябинины, А. Крюкова, И. Федосова, А. Оленичева.
Скальд  (исл. scald — певец) — поэт-певец в древней Исландии и Нор­вегии.
Скерцо  (ит. scherzo — шутка) — музыкальная пьеса в шутливом, живом, стреми­тельном темпе, с характерными острыми ритмическими и гармоническими оборотами. 1. В XVI—XVII вв. трехголосные канцонетты и одноголосные вокальные пьесы на тексты шуточного, игривого ха­рактера. Образцы — у К. Монтеверди, Б. Марини, А. Брунелли. 2.   С   XVII   в.— инструментальная   пьеса,   близкая   к   каприччо. 3. С XVIII в. одна из частей (обычно третья) сонатно-симфонического цикла. Для скерцо типичны быстрый темп, размер 3/4 или 3/8. Клас­сический тип скерцо сложился в творчестве Л. Бетховена, который ввел серцо в симфонию вместо менуэта. 4. Самостоятельная музыкальная пьеса у романтиков (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Брамс).
Скерцино (ит. scherzino — шуточка) — небольшое скерцо. Скерцино обычно пи­шутся для фортепиано или солирующего инструмента (скрипка, вио­лончель и др.) с сопровождением фортепиано. Образцы — скерцино №3 в Венском карнавале Р. Шумана, «Швея» и «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского и др.
Склад — тип музыкальной фактуры (полифонический, гомофонный, ак­кордовый, подголосочный склад) или мелодики (речитативный, кантиленный склад).
Скоморох — странствующий народный артист времен средневековой Ру­си. Скоморохи были музыкантами, певцами, акробатами. Их выступления проходили на площадях, рынках и т. д. Свои выступления скоморохи со­провождали игрой на гуслях, волынке, гудке.
Скордатура (ит. scordatura, от scordare — расстраивать) — временное из­менение принятой настройки струнных музыкальных инструментов, что позволяет облегчить исполнение некоторых аккордов и интер­валов, изменить диапазон, тембр и силу звука.
Скрипка    (от старосл. скрыпати — скрипеть, ит. violino) — струнный смычковый музыкальный инструмент, самый высокий по тесситуре из инструментов скри­пичного семейства. Строй струн: g, d1, a1, e2. Диапазон скрипки более четырех октав. Основной способ звукоизвлечения — ведение смычком по струне, применяется также игра щипком — пиццикато. Происхождение скрипки точно не уста­новлено, хотя известно, что еще в XIV в. на землях западной Украины, Белоруссии и Поль­ши бытовали смычковые инструменты «скрипи­ца», «скрипель», обладавшие многими призна­ками скрипки Благодаря особым выразительным воз­можностям и качествам звука, скрипка стала веду­щим инструментом в Европе, вызвав к жизни новые инструментальные жанры (сольную со­нату и концерт), а также появление выдаю­щихся скрипачей — Н. Паганини, Р. Крейцера, Г. Венявского, Л. Шпора, Э. Изаи, И. Хандошкина, П. Сарасате и др. Скрипка — основной инструмент в составе струнных ансамблей, камерного, симфонического ор­кестров и других. Широко распространена скрипка как народный ин­струмент в ряде стран, в том числе и на Украине, где она входит в состав «троистых музык».
Скрипичный ключ — ключ группы соль. Обозначает, что нота соль пер­вой октавы (g1) расположена на второй линейке нотоносца (см. Ключ).
Скудучяй — литовская многоствольная флейта, род флейты Пана. Ис­пользуется в ансамблях из 3—6 человек, где каждый исполнитель играет на 1—3 скудучае.
Скэт — импровизационный способ джазового пения, при котором исполь­зуются отдельные фразы, слова и звукосочетания, не имеющие ка­кого-либо смысла. В джазе скэт применяется как имитация инструмен­тального исполнения.
Слабая доля — см. Доля такта.
Слендро — один из основных звукорядов (наряду с пелогом) яванской и индонезийской музыки. На Яве считается мужественным ладом.
Словари музыкальные — справочные книги, содержащие расположенные в алфавитном порядке статьи по вопросам музыкального искусства. Словари музыкальные бывают терминологические, биографические, энциклопедические, специализированные.
Сложные такты (размеры) — такты, имеющие несколько акцентов, из которых силь­нейшим является первый. Сложные такты рассматриваются как соединение не­скольких простых тактов. По количеству содержащихся в них ак­центов сложные такты делятся на двухчастные, трехчастные и четырехчастные, а по структуре составляющих их простых тактов делятся на симмет­ричные и несимметричные такты.
Сложный контрапункт — полифоническое соединение двух или несколь­ких голосов, при котором разрешается их вертикальное или гори­зонтальное перемещение.
Слоуфокс — медленный фокстрот.
Слух — способность (человека) воспринимать слух. Слух музыкальный — способность воспринимать звуки различной высоты, силы, длитель­ности, тембра, анализировать соотношение звуков, запоминать и осо­знанно воспроизводить их. Слух абсолютный — способность узнавать или воспроизводить высоту звука без сравнения его со звуком, вы­сота которого известна. Слух относительный — способность узнавать или воспроизводить высоту звука, сопоставляя его со звуком, высота которого известна. Слух гармонический — способность воспринимать и анализировать многоголосную музыку, качество и характер связей между звуками, их консонантность и диссонантность. Слух интонаци­онный — способность различать и воспроизводить незначительные интонационные отклонения в пределах одной ступени звукоряда. Слух внутренний — способность представлять музыку, не воспроизводя ее никаким образом в результате просматривания нотного текста, представляя ее в памяти или создавая в процессе творчества. Слух тем­бровый — способность различать тембровую окраску голосов, звука. Слух вокальный (см. Вокальный слух).
Случайные знаки альтерации — знаки альтерации, выставляемые непосредственно перед нотой.
Смешанное   расположение — такое расположение аккорда в четырех­голосном сложении, при котором интервал между первым и третьим голосами равен октаве, а расстояние между третьим голосом и ба­сом не учитывается.
 

 
Смешанные такты (размеры) — см. Несимметричные такты.
Смешанный хор — хор, состоящий из мужских и женских (или детских) голосов.
Смычковые инструменты — струнные музыкальные инструменты, на ко­торых играют смычком. К смычковым инструментам относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также некоторые народные инструменты (напр., Гудок).
Смычок (от старослав. смыкати — тащить, волочить) — тонкая деревян­ная трость с натянутым пучком конских волос. При помощи смычка, на­тираемого канифолью, исполнитель извлекает звук на струнных смычковых инструментах.
Совершённая модуляция — см. Модуляция.
Совершенная  система — в теории древнегреческой музыки составная система звукоряда, объединяющая ряд октавных ладов.
Согласные — звуки человеческой речи, образуемые шумом струи воздуха, проходящей через речевой аппарат. Согласные образуются без участия го­лоса или при незначительном его участии (звонкие, сонорные, вибранты).
Созвучие — одновременное звучание нескольких звуков. Основные виды созвучий: а) унисон — одновременное звучание нескольких звуков одной высоты; б) интервал — одновременное звучание двух звуков разной высоты; в) аккорд — одновременное звучание трех или более звуков различной высоты.
Соинари — грузинский духовой инструмент, род флейты Пана. Исполь­зуется как сольный и ансамблевый инструмент у пастухов Гурии и Мингрелии.
Солист  (ит. solista, от лат. solus — один, единственный) — 1. Исполни­тель музыкального произведения для одного голоса или инструмен­та. 2. Исполнитель самостоятельной партии в опере, оратории, кан­тате, ансамбле, хоре.
Соло  (ит. solo — один) — 1. Музыкальное произведение для одного ис­полнителя (с сопровождением или без него). 2. В симфонических, хоровых и других крупных произведениях — самостоятельная партия или эпизод, исполняемые солистом. 3. Самостоятельное выступление одного исполнителя.

Далее
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100Strun.Ru - создай свою музыку! © 2019