Музыкальные термины на букву Т

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Табла — индийский парный барабан. Правый — большого размера — табла, левый, меньший — дагга. Табла — ритмический инструмент, ис­пользуется в составе аккомпанирующего ансамбля.
Табулатура (от лат. tabula — доска) — 1. Система записи музыки при помощи букв или цифр, применявшаяся в XV—XVII вв. 2. Прави­ла, устанавливающие формы (рифмы, тесситуру мелодии, мелизмы и т. д.) и содержание музыкально-поэтического творчества мейстер­зингеров (см.).
Тавляк — таджикский и узбекский ударный инструмент, род литавры с керамическим корпусом. Применяется в ансамблях и для сопро­вождения танцев.
Такт (от лат. tactus — прикосновение, касание) — единица метра. Такты бы­вают простые (двух- и трехдольные) и сложные (из двух и более метрических групп). Размер такта указывается на нотном стане в на­чале произведения, а при смене метра — перед новым тактом. Такт на­чинается с главной, наиболее акцентированной доли; границы такта фиксируются в записи при помощи тактовой черты.
Тактовая черта — вертикальная линия, пересекающая нотный стан и от­деляющая один такт от другого. Тактовая черта ставится перед сильной долей такта.
Тактирование — обозначение каждой доли такта движениями (взмахом руки, хлопками ладоней, ударами и т. д.).
Тактовый акцент — акцент, приходящийся на первую долю такта.
Тактовый размер — см. Размер.
Тала — принцип метроритмической организации в индийской классичес­кой музыке, основанный на повторении ритмического цикла (аварта). В композициях обеих традиций индийской музыки наличие тала так же обязательно, как и рага.
Тальянка  (искаженное «итальянка») — один из видов однорядной рус­ской гармони.
Тамбурин (ит. tamburino — барабанчик) — 1. Бубен. 2. Европейский на­родный ударный инструмент провансальского происхождения (Фран­ция), имеющий вид продолговатого барабана. 2. Старинный фран­цузский танец, исполнявшийся в сопровождении флейты и тамбу­рина (2). Размер 2/2 или 2/4. Темп быстрый, живой.
Тамбурмажор  (от фр. tambour — барабан и major — старший) — глав­ный барабанщик, позднее руководитель военного оркестра на мар­ше.  
Тамтам  (ит. tam-tam) ударный инструмент из семейства идиофонов, разновидность гонга. Имеет вид выпуклого диска большого разме­ра, подвешенного к стойке или раме. Мощный, звенящий, нарастаю­щий после удара колотушки звук, не имеющий точно определенной высоты. Применяется в симфоническом оркестре.
Тамур — дагестанский струнный щипковый инструмент с длинным совкообразным корпусом, пятью-шестью ладами и двумя струнами. Ис­пользуется для аккомпанемента пению девушек.
Танбур— струнный щипковый инструмент, род лютни. Существуют раз­новидности танбура в зависимости от количества струн: дутар — 2-струнный, ситар — 3-струнный, чартар — 4-струнный, панжтар — 5-струн-ный, шаштар — 6-струнный. Используется при исполнении макамов, макомов, мукамов, как аккомпанирующий инструмент, а также в ансамбле и оркестре народных инструментов.
Танго  (исп. tango) — бальный или эстрадный танец кубинского проис­хождения. Размер 2/4, темп — умеренный. Существуют андалусийское, креольское и аргентинское танго, получившее широкое распростра­нение.
Танец — вид искусства, в котором художественные образы создают­ся средствами пластических движений и выразительных поз челове­ческого тела, исполняемых в четком ритме. В танце отражается эмо­ционально-образное содержание музыкальных произведений. Танец — одно из ярких проявлений народного творчества, отражающее тра­диции, хореографический язык, пластическую выразительность и со­отношение с музыкой каждого народа. Танцы делятся на сценические, культовые и бытовые.
Танцевальная музыка — музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Для танцевальной музыки характерны четкий ритмический рисунок, и спе­цифический для каждого танца темп, обусловленные ритмом, темпом и характером танцевальные движения.
Танцевальность — понятие, предложенное Д. Б. Кабалевским для обо­значения совокупности характерных признаков танца в программе «Музыка».
Тапёр — 1. Музыкант, играющий за плату на танцевальных вечерах и балах, на занятиях по танцам, гимнастике и т. д. 2. Пианист-иллюстратор, сопровождавший немые фильмы. 3. В переносном смысле — механично играющий пианист.
Тар — 1. Закавказский и иранский струнный щипковый инструмент. Ис­пользуется для виртуозной сольной игры, а также в ансамблях и оркестрах народных инструментов. 2. Арабский круглый бубен.
Тарантелла   (ит. tarantella) — итальянский  народный танец,  исполняе­мый в быстром, стремительном темпе. Размер 6/8 или 3/8 с характерным непрерывным движением триолями. В классической музыке тарантелла приобрела характер виртуозного произведения.
Тараф (рум. taraf) — румынский или  молдавский   народный   оркестр, в   состав  которого   входят   скрипка,   кобза,   цимбалы,   бубен,   вио­лончель.
Тарелки — ударный музыкальный инструмент из семейства идиофонов, состоящий из двух металлических дисков особой формы. Звук тарелок резкий, звенящий, без определенной высоты, извлекают, ударяя одну тарелку о другую, а также палочкой от малого барабана, колотуш­кой от литавр, щеточками и т. д. Партия тарелок записывается в парти­туре на нитке.
Тарогато — венгерские народные ин­струменты: 1. Деревянный духо­вой инструмент, род зурны. 2. Ин­струмент типа кларнета с коничес­ким каналом, что сближает его с семейством саксофонов.
Твист   (англ. twist — кручение) — танец группы рок-н-ролла. Размер 4/4, четные доли ак­центированы, исполняется в быст­ром темпе.
Творчество     музыкальное — создание качественно нового (произведения, исполнения, исследования) в любой области музыкального искусства, отражающего в образно-неповторимой форме существенные черты действительности.
Театральная музыка — вокальная и инструментальная музыка к теат­ральным спектаклям. Задача театральной музыки — усилить эмоционально-художе­ственное воздействие спектакля на зрителей.
Те деум (лат. Те Deum — тебе бога...) — католический гимн VI в.; позд­нее — торжественное произведение типа кантаты на религиозный текст для солистов, хора и оркестра. Классические образцы Те Deum созданы Г. Генделем, Г. Берлиозом, А. Брукнером и др.
Тема   (гр. thema — предмет повествования) — музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения или его части. Тема слу­жит материалом для дальнейшей разработки и развития. Крупные формы (симфония, соната и т. д.) содержат несколько тем, что вызвано необходимостью сопоставления и развития нескольких музы­кальных образов.
Тематическая разработка — развитие темы или ее элементов различны­ми композиционными приемами.
Тембр (фр. timbre) — 1. Характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту. 2. Окраска звука, позволяющая различать звуки од­ной высоты в исполнении различных голосов или инструментов. Тембр зависит от формы колебаний источника звука и определяется количеством и интенсивностью гармоник (обертонов). Тембр певческого голоса зависит от присутствия в нем соответствующих формант (см.), а также вибрато (см). В определенной степени на тембр влияет материал вибратора, способ звукоизвлечения, форма резонаторов, а также среда, в которой возникает и распространяется звук.
Темир-комуз — киргизский народный щипковый язычковый инструмент, род варгана. Широко распространён среди детей и подростков.
Темп  (от лат. tempus — время) — скорость исполнения музыкального произведения, опре­деляемая числом проходящих в единицу времени метрических долей. Точный темп определяется при помощи метронома. Основной темп про­изведения определяется специальными терминами.
Темперация   (от лат. temperatio — соразмерность) — выравнивание вы­сотного соотношения ступеней звуковой системы. Равномерная темперация — деление октавы на 12 одинаковых отрезков (полутонов). Равномер­но-темперированный строй отличается от натурального тем, что все составляющие его полутоны равны между собой.
Темпл-блок — ударный деревянный инструмент корейского происхожде­ния с определенной высотой звука. Используется в наборе из не­скольких инструментов (чаще пяти), лежащих на горизонтальном держателе.
Темпо рубато (ит. tempo rubato — украденный темп) — свободное в рит­мическом отношении музыкальное исполнение, отклоняющееся от равномерного темпа ради эмоциональной выразительности.
Тенор (ит. tenore, от лат. tenere— держать, направлять) — 1. Высокий мужской голос. Диапазон: от с до с2. Ноты записываются в скри­пичном ключе на октаву выше реального звучания. Для тенора написаны партии Ленского в опере «Евгений Онегин», Германа в опере «Пиковая дама» П. Чайковского. 2. Духовой му­зыкальный инструмент (используется только в духовом оркестре). 3. Основная партия средневекового контрапунктического сочинения, излагающая главную мелодию (см. Кантус фирмус).
Тенор-альтино — самый высокий мужской голос. Диапазон: от с до е2. Для тенора-альтино написана партия Звездочета в опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова.
Теноровый ключ — ключ из группы до, показывающий, что нота до пер­вой октавы (с1) находится на четвертой линейке нотного стана (см. Ключ). В теноровом ключе пишутся ноты для виолончели, фагота, тромбона.
Теорба — струнный щипковый инструмент, басовая разновидность лютни с двумя шейками. Теорба известна с XVI в. Была распространена в Италии, Англии, но к середине XVIII в. вышла из употребления.
Терцдецима (от лат. tertia decima — тринадцатая) — 1. Один из составных интервалов, охватывающий 13 ступеней. Обозначается цифрой 13. Терцдециму можно рассматривать как сексту через октаву. Малая терцдецима содержит 10 тонов; большая терцдецима — 101/2 тонов. Большая терцдецима обозначается б.13, малая терцдецима — м. 13. 2. Тринадцатая сту­пень от заданной.
Терцет  (от лат. tertius — третий) — 1. Ансамбль из трех исполнителей, как правило, вокальный. 2. Произведение для трех исполнителей с отдельной партией у каждого.
Терция  (лат. tertia — третья) — 1. Один из основных интервалов, охва­тывающий три ступени. Большая терция обозначается б. 3, малая терция м. 3. Большая терция содер­жит 2 тона; малая терция — l1/2 тона; уменьшенная терция — 1 тон; увели­ченная терция — 21/2 тона. 2. Третья ступень от заданной. 3. То же, что терцовый тон.
Терцквартаккорд — второе обращение септаккорда (см. Септаккорд), при котором квин­товый тон находится внизу (бас). Состоит из терции, кварты и сек­сты, считая от нижнего голоса. Обозначается 4/3 или 3/4.
Терцовый тон — звук, который в тесном расположении аккорда терцо­вого строения является вторым снизу, иначе — терция аккорда. Обо­значается цифрой 3 (см. Аккорд).
Тесное расположение — такое расположение четырехголосного аккорда, при котором интервал между первым и третьим голосами не пре­вышает октавы (расстояние между третьим голосом и басом не принимается во внимание) (см. Широкое расположение).
 

 
Тесситура   (ит. tessitura, буквально — ткань) — высотное положение звуков музыкального произведения по отношению к диапазону пев­ческого голоса или музыкального инструмента. Различают среднюю, наиболее удобную для исполнения, высокую и низкую тесситуру. Соответ­ствие тесситуры  возможностям певческого голоса или музыкального инстру­мента является необходимым условием полноценного художествен­ного исполнения.  
Тетрахорд   (от гр. tetra — четыре и chorde — струна) — четырехступенный отрезок звукоряда, мелодическая   последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме кварты.  В гаммах I, II, III, IV ступени образуют первый или нижний тетрахорд, а V, VI, VII, VIII ступени образуют второй или верхний тетрахорд.
Тилинка, телинка — молдавский, румынский и украинский народный ду­ховой инструмент, открытая трубка без игровых отверстий. Распро­странён в деревенском быту.
Тимбалес   (ит. timbales cubani) — ударный инструмент из семейства мембранофонов. Тимбалес — оригинальные кубинские медные барабанчики, соединенные небольшой перекладинкой. Играют деревянными палоч­ками. Тимбалес широко используются в эстрадных оркестрах.
Тимпан  (от лат. tympanum — барабан) — 1. Древний ударный инстру­мент, род небольших литавр. 2. Род медных тарелок (библейское — кимвалы). 3. Французское и итальянское название цимбал.
Тимплипито  (ит. timplipito) — старинный восточный ударный инстру­мент из семейства мембранофонов, состоящий из двух глиняных горшочков с отверстиями в дне, обтянутых козьей шкурой или бычь­им пузырем. Звук извлекают деревянными палочками с шариками на концах. Тимплипито иногда используется в симфоническом оркестре.
Тирата (ит. tirata — вытягивание) — украшение в виде гаммаобразного восходящего или нисходящего пассажа между двумя выдержанны­ми звуками по образцу диминуции или форшлага из нескольких звуков.
Тирольен —1. Оживленная трехдольная песня-танец, родственная лендлеру и вальсу. Исполняется в манере йодль. 2. Название балетных номеров и пьес, имитирующих танцы альпийских горцев.
Токката  (ит. toccata, от toccare — касаться, трогать) — виртуозная ин­струментальная пьеса для фортепиано или органа, написанная в чет­ком, быстром темпе звуками одинаковой краткой длительности, ис­полняемыми нон легато. В XVI—XVIII вв. токката — пьеса в свободной импровизационной форме, близкая к прелюдии или фантазии (напр., органные токкаты И. С. Баха). Основным признаком поздней токкаты (Р. Шу­ман, М. Равель, С. Прокофьев) является равномерное ритмическое движение с преобладанием ударной аккордовой техники.
Толгау — один из видов творчества казахских акынов. Содержание толгау связано с историческими событиями, радостями и страданиями че­ловека. Толгау встречаются и в народной инструментальной музыке (кюях).
Тон (от гр. tonos — ударение) — 1. Звук, имеющий определенную высоту. 2. Часть спектра звука, образованная колебательными движе­ниями: частичный, аликвотный, синусоидальный тон, обертон, унтер­тон. 3. Интервал — мера определения высотных соотношений. 4. Сту­пень звукоряда, гаммы, лада. 5. В системе церковных ладов — обозначение лада. 6. Мелодия-модель для распевания на разные тек­сты у мейстерзингеров. 7. Субъективное выражение общего впечат­ления от звучания, звуковысотная интонация, качество голоса, звука и т. д.
Тонадилья  (от исп. tonada — песня) — испанская музыкальная комедия XVIII — XIX вв., исполнявшаяся в антракте между актами комичес­кой оперы.
Тональная модуляция — см. Модуляция.
Тональность — звуковысотное положение лада. Название тональности определяется названиями тоники и лада (напр., до мажор, ля минор и т. д.).
Тоника  (ит. tonica, от гр. tonos — ударение) — 1. Главный (основной) устойчивый звук мажоро-минорной системы лада, к которому тяго­теют все остальные звуки в пределах октавы, вызывая ощущение законченности мелодии. 2. Основной аккорд в мажоре или миноре, построенный на 1-й ступени лада.
Тоническое трезвучие — трезвучие, построенное на I ступени лада.
Тоновая величина — см. Качественная величина интервала.
Тонус певческий (лат. tonus — напряжение) — активное состояние пев­ческого аппарата, уровень его готовности к певческому процессу.
Топшур, топшугур — алтайский народный струнный щипковый инстру­мент, род двухструнной лютни. Используется как аккомпанирующий инструмент.
Торбан — украинский и польский струнный щипковый инструмент, раз­новидность басовой лютни — теорбы. На торбане исполняли инструмен­тальную музыку, аккомпанировали песням и танцам.
Торупилль — род эстонской волынки с 3-я или 5-ю трубками. Был рас­пространен в XVI—XIX вв. как сольный и ансамблевый инстру­мент.
Точка — 1. Знак увеличения длительности ноты или паузы в полтора раза (помещается справа после ноты или паузы). 2. Знак исполне­ния ноты стаккато (помещается над или под нотой).
Травести    (фр. travesti, travestir — переодевать) — актриса, исполняю­щая роли юношей и подростков (Ваня в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, Зибель в опере «Фауст» Ш. Гуно).
Транскрипция (лат. transcriptio — переписывание) — 1. Переложение музыкального произведения, его аранжировка (см.) 2. Свободная обработка произведения в виртуозном стиле то же, что фантазия или парафраза (см.).
Транспозиция, транспонирование (от лат. transponere — переставлять) — перенесение музыкального произведения из одной тональности в дру­гую тональность того же наклонения без всякого изменения.
Транспонирующие инструменты — музыкальные инструменты, реальное звучание которых по высоте отличается от нотации на определенный интервал вверх или вниз. К транспонирующим инструментам относятся амбушюрные духовые инструменты, деревянные духовые, а также те, которые звучат октавой выше или ниже нотации. Благодаря транспонирующей нотации исполнитель может легко переходить с од­ного инструмента на другой того же семейства, не меняя апплика­туры и техники звукоизвлечения. Использование транспонирующих инструментов способствует упрощению нотной записи.
Траурный марш — см. Похоронный марш. 
Трезвучие — основной вид аккорда, который образуется из трех звуков, расположенных по терциям и называемых основным, терцовым и квинтовым тонами. В зависимости от составляющих интервалов трезвучие бывает большим (б. 3 + м. 3), малым (м. 3 + б. 3), уменьшенным (м. 3 + м. 3) и увеличенным (б. 3 + б. 3). Большое трезвучие называется мажорным, малое трезвучие — минорным. Трезвучие с основным тоном (тоникой) в басу называется основным видом трезвучия, с терцовым тоном в басу — секстаккордом, с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккордом.
Трель  (от ит. trillare — дребезжать) — вид мелизма, быстрое много­кратное чередование двух смежных звуков звукоряда. В некоторых вокальных произведениях встречается большая трель, состоящая из двух звуков звукоряда, расстояние между которыми может быть больше целого тона. Трель обозначается  знаками  , или  , проставляемыми над нотой, на которую исполняется трель.

 
Трембита — украинский народный духовой инструмент типа деревянной трубы, доходящей по длине до трех метров, с чрезвычайно сильным звуком. Распространён в Западной Украине, на Закарпатье и в При­карпатье. При помощи трембиты жители этих горных районов подают сиг­налы на большие расстояния.
Тремоло  (ит. tremolo — дрожащий) — 1. Быстрое многократное повто­рение одного звука на домре, скрипке, литаврах и др. инструментах. 2. Быстрое многократное чередование двух несмежных звуков или аккордов.
Трепак   (от старорусского тропать — топать ногами) — старинный рус­ский танец. Музыкальный размер 2/4. Темп живой, веселый, за­дорный.
Третья октава — часть музыкального звукоряда. Звуки третьей октавы обозначаются: а) в скрипичном ключе от ноты до на второй добавочной линейке сверху до ноты си на пятой добавочной линейке сверху; б) ла­тинскими строчными буквами с цифрой 3 справа вверху (с3, d3, e3, f3, g3, a3, h3); в) сло­говыми названиями со строчной буквы с цифрой 3 справа вверху (до3, ре3, ми3, фа3, соль3, ля3, си3).
Треугольник — ударный музыкальный инструмент из семейства идиофонов, имеющий вид выгнутого из стального прута незамкнутого треугольника. Звук — нежный и звонкий — извлекают при помощи ударов металлического стержня. Используется в симфоническом ор­кестре. Партия треугольника записывается в партитуре на нитке под партией литавр.
Трехчастная форма — тип композиционной структуры в европейской профессиональной музыке, предпо­лагающий не только наличие трех основных раз­делов произведения, но и условия соотношения этих разделов и их структуры. Так, в трёхчастной форме вто­рой раздел должен контрастировать с первым, а третий — повторять первый.
Трецца — итальянский   подвижный   трехдольный та­нец,  близкий   куранте  и  гальярде.   Исполняется  группой танцоров.
Трещотка — русский народный ударный инструмент, состоящий из дере­вянных пластинок, нанизанных на ремешок или веревку. Звук из­влекают потряхиванием. Используется в оркестре народных инстру­ментов.
Тридентский кодекс — собрание полифонической музыки XV в., состоя­щее из 7—4-х томов и включающее около 1500 композиций фран­цузских, немецких, итальянских, английских авторов в рукописных копиях И. Визера.
Тридцать вторая нота — нота, по длительности в тридцать два раза ко­роче целой. Обозначается затушеванным овалом со штилем и тремя флажками (хвостиками). В случае объединения двух и более нот 32-й длительности, флажки можно заменять ребрами.
Тридцать вторая пауза — пауза, по длительности равная тридцать вто­рой ноте.
Тримитас, даудите, триубас — литовский народный духовой инструмент, род деревянной трубы с длинным стволом и большим коническим раструбом. Известен с XII в., в настоящее время используется в ор­кестрах народной музыки. 
Трио  (ит. trio) — 1. Ансамбль, состоящий из трех исполнителей (в во­кальной музыке — терцет). 2. Произведение, написанное для трех исполнителей с отдельной партией у каждого. 3. Средняя часть про­изведения трехчастной формы, написанная в четком ритме (марши, вальсы, менуэты, скерцо). Название трио возникло в XVII в., когда среднюю часть исполняли три инструмента в отличие от первой и третьей, исполнявшихся всем составом оркестра.  
Трио-соната — музыкальное произведение для инструментального ан­самбля (две скрипки, клавесин или орган); иногда вместо скрипок использовались флейты, гобои. Трио-соната  была распространена в XVII— XVIII вв. Образцы трио-соната — у Г. Генделя, Г. Перселла, Ф. Куперена, Д. Букстехуде.
Триоль  (от лат. tres — три) — особая ритмическая фигура из трех нот, по длительности равных двум нотам того же написания; обозна­чается цифрой 3.
Триптих (от гр. triptychos — сложенный втрое) — му­зыкальный цикл из трех пьес, объединенных од­ной идеей, темой или общим драматургическим замыслом.
Тритон   (ит. tritono — состоящий из трех тонов) — 1. Увеличенная кварта; интервал, охватывающий четыре ступени и содержащий три тона. 2. Обра­щение увеличенной кварты — уменьшенная квин­та; интервал, охватывающий пять ступеней и со­держащий три тона. Неустойчивый, принадлежа­щий к числу диссонансов интервал, вызывающий острое ладовое тяготение.
Тритоновый лад, дважды лад (термин Б. Яворско­го) — симметричный лад, центральное соотношение которого образует тритон. Применяется в ме­лодической и аккордовой формах.
Трихорд (от гр. triy — три и chorde — струна) — диа­тонический звукоряд из трех ступеней в пределах терции или кварты.
Тромбон (ит. trombone) — медный духовой музыкаль­ный инструмент. Чаще тромбон  бывает с кулисой — выдвижной частью трубки для изменения длины  ствола, что соответственно изменяет и высоту звука, т. н. цугтромбон, реже — с вентилями. Партия тромбона записывается в теноровом и альтовом ключах. Существует шесть разновидностей тромбона: сопрано (использовал только Р. Вагнер), альт, тенор, бас, тенор-бас (с кварт-вентилем) и контрабас.
Троп  (от гр. tropos — поворот) — двенадцатитоновый комплекс, состоя­щий из двух взаимодополняющих шестизвучий, которые могут быть как звукорядами, так и аккордами. Порядок звуков в тропах может из­меняться, а каждый троп может начинаться с любого звука хромати­ческой гаммы. Общее количество тропов — 44. Троп положен в основу додекафонной техники И. Хауэра.
Тропарь  (умен, от гр. tropos — троп) — жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-рит­мическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь— небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк.
Тропотянка — украинский народный массовый танец. Музыкальный раз­мер 2/4.
Тропы   (от гр. tropos — поворот) — 1. В древнегреческой музыкальной теории — обозначение транспозиционной гаммы (тона). 2. В средне­вековой системе ладов — одно из наименований церковного лада. 3. Старинное название псалмовой дифференциации одной из мело­дических формул тона. 4. В церковных песнопениях — вставки в ка­нонизированный текст напевов псалмов или хоралов. 5. 12-тоновый комплекс из двух взаимодополняющих шестизвучий (см. Троп).
Трость —1. Тонкая камышовая пластинка, служащая для извлечения звука на кларнете, саксофоне и других язычковых инструментах. 2. Деревянная часть, древко смычка.
Труба — медный духовой музыкальный инструмент. Диапазон: от е до с3. Звук трубы яркого, блестящего тембра. Используется во всех видах оркестров, кроме оркестра народных инструментов. Существуют труба-пикколо, труба-альт, труба-бас, египетская труба.
Трубадур, трувер (фр. troubadeur) — странствующий рыцарь — поэт и певец в средневековой Франции.
Трумшайт    (нем. Trumme — труба и Scheit — полено) — старинный струнный смычковый инструмент с длинным (до 200 см) клиновид­ным дощатым корпусом. Трумшайт — инструмент бродячих музыкантов, при­менялся и как мореходный сигнальный инструмент, и для замены трубы при исполнении музыки в женских монастырях. В конце XVIII в. вышел из употребления.
Туба (ит. tuba) — 1. Медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по звучанию. Диапазон: от В2 до f1. Используется в симфо­ническом и духовом оркестрах, редко — соло. 2. Музыкальный ин­струмент древних римлян. Применялся в войсках и при религиозных обрядах. 3. В литургической речитации и псалмодии — многократно повторяющийся звук.
Тубафон (ит. tubafono) — ударный инструмент из семейства идиофонов, по конструкции похожий на ксилофон. Источником звука в тубафоне яв­ляются металлические трубочки, соединенные струнами. Звук — нежный, хрустальный — извлекают палочками. Диапазон: от е1 до с4. Используется в эстрадных оркестрах.
Ту бит — акцентирование инструментами ритмической группы 1-й и 3-й долей в регтайме и новоорлеанском стиле, 2-й и 4-й — в диксиленде и чикагском стиле джаза.
Тулумбас — украинский, русский, турецкий, иранский ударный инстру­мент, применявшийся для подачи воинских сигналов.
Турецкий барабан — см. Большой барабан.
Ту-степ (англ. two-step — два шага) — салонный танец, возникший в Се­верной Америке в начале XX в. Музыкальный размер 2/4.
Тутек, тутук, туллук, шви — армянская свистковая флейта с цилиндри­ческим стволом, 6—7-ю игровыми на лицевой и одним отверстием на тыльной стороне. Звукоряд диатонический. На тутеке играют главным образом пастухи и погонщики волов. Тутек входит в ансамбли народ­ных инструментов.
Тутти (ит. tutti — все) — исполнение музыки полным составом оркестра, всем хором.
Туш  (нем. Tusch) — небольшое музыкальное произведение фанфарного характера, предназначенное для исполнения при торжественных встречах, чествованиях, вручении наград, премий и т. д.
Туше (от фр. touscher — прикасаться) — характер касания (нажима, уда­ра) к клавиатуре во время игры на клавишных инструментах. От туше зависит характер звучания инструмента. Туше — качество, носящее сугубо индивидуальный характер у каждого музыканта.
Тюйдук — туркменский народный инструмент трех видов 1. Гаргы-тюйдук продольная открытая флейта. Используется как сольный инструмент. 2. Дилли-тюйдук — язычковый инструмент. Распространен среди чабанов. 3. Гоша-дилли-тюйдук — парная разновидность дилли-тюйдука.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э 
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100STRUN.RU - создай свою музыку! © 2018