Отзывы
«Добрый день. Всё получил! Спасибо! Отличная работа! »


Андрей Москва

«Спасибо большое за быструю доставку в Подмосковье. За подарок (кан ...»


Татьяна МО

«В этом месяце сделал первый заказ у вас. Сайт удобный, нет нагромо ...»


Сергей СПб

Отзыв
«Добрый день! Спасибо большое за струны!
...»


Татьяна МО

«В целом все нравится. Не хватает некоторых брендов, приходится зак ...»


Михаил Москва

Отзыв о покупке
«Тимур, благодарю за доставку заказа. Всё отлично

...»


Евгений

Глюкофон отзыв
«С Новым Годом. !!!
Всего самого наилучшего в наступившем....»



Музыкальные термины на букву Т

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Табла — индийский парный барабан. Правый — большого размера — табла, левый, меньший — дагга. Табла — ритмический инструмент, ис­пользуется в составе аккомпанирующего ансамбля.
Табулатура (от лат. tabula — доска) — 1. Система записи музыки при помощи букв или цифр, применявшаяся в XV—XVII вв. 2. Прави­ла, устанавливающие формы (рифмы, тесситуру мелодии, мелизмы и т. д.) и содержание музыкально-поэтического творчества мейстер­зингеров (см.).
Тавляк — таджикский и узбекский ударный инструмент, род литавры с керамическим корпусом. Применяется в ансамблях и для сопро­вождения танцев.
Такт (от лат. tactus — прикосновение, касание) — единица метра. Такты бы­вают простые (двух- и трехдольные) и сложные (из двух и более метрических групп). Размер такта указывается на нотном стане в на­чале произведения, а при смене метра — перед новым тактом. Такт на­чинается с главной, наиболее акцентированной доли; границы такта фиксируются в записи при помощи тактовой черты.
Тактовая черта — вертикальная линия, пересекающая нотный стан и от­деляющая один такт от другого. Тактовая черта ставится перед сильной долей такта.
Тактирование — обозначение каждой доли такта движениями (взмахом руки, хлопками ладоней, ударами и т. д.).
Тактовый акцент — акцент, приходящийся на первую долю такта.
Тактовый размер — см. Размер.
Тала — принцип метроритмической организации в индийской классичес­кой музыке, основанный на повторении ритмического цикла (аварта). В композициях обеих традиций индийской музыки наличие тала так же обязательно, как и рага.
Тальянка  (искаженное «итальянка») — один из видов однорядной рус­ской гармони.
Тамбурин (ит. tamburino — барабанчик) — 1. Бубен. 2. Европейский на­родный ударный инструмент провансальского происхождения (Фран­ция), имеющий вид продолговатого барабана. 2. Старинный фран­цузский танец, исполнявшийся в сопровождении флейты и тамбу­рина (2). Размер 2/2 или 2/4. Темп быстрый, живой.
Тамбурмажор  (от фр. tambour — барабан и major — старший) — глав­ный барабанщик, позднее руководитель военного оркестра на мар­ше.  
Тамтам  (ит. tam-tam) ударный инструмент из семейства идиофонов, разновидность гонга. Имеет вид выпуклого диска большого разме­ра, подвешенного к стойке или раме. Мощный, звенящий, нарастаю­щий после удара колотушки звук, не имеющий точно определенной высоты. Применяется в симфоническом оркестре.
Тамур — дагестанский струнный щипковый инструмент с длинным совкообразным корпусом, пятью-шестью ладами и двумя струнами. Ис­пользуется для аккомпанемента пению девушек.
Танбур— струнный щипковый инструмент, род лютни. Существуют раз­новидности танбура в зависимости от количества струн: дутар — 2-струнный, ситар — 3-струнный, чартар — 4-струнный, панжтар — 5-струн-ный, шаштар — 6-струнный. Используется при исполнении макамов, макомов, мукамов, как аккомпанирующий инструмент, а также в ансамбле и оркестре народных инструментов.
Танго  (исп. tango) — бальный или эстрадный танец кубинского проис­хождения. Размер 2/4, темп — умеренный. Существуют андалусийское, креольское и аргентинское танго, получившее широкое распростра­нение.
Танец — вид искусства, в котором художественные образы создают­ся средствами пластических движений и выразительных поз челове­ческого тела, исполняемых в четком ритме. В танце отражается эмо­ционально-образное содержание музыкальных произведений. Танец — одно из ярких проявлений народного творчества, отражающее тра­диции, хореографический язык, пластическую выразительность и со­отношение с музыкой каждого народа. Танцы делятся на сценические, культовые и бытовые.
Танцевальная музыка — музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Для танцевальной музыки характерны четкий ритмический рисунок, и спе­цифический для каждого танца темп, обусловленные ритмом, темпом и характером танцевальные движения.
Танцевальность — понятие, предложенное Д. Б. Кабалевским для обо­значения совокупности характерных признаков танца в программе «Музыка».
Тапёр — 1. Музыкант, играющий за плату на танцевальных вечерах и балах, на занятиях по танцам, гимнастике и т. д. 2. Пианист-иллюстратор, сопровождавший немые фильмы. 3. В переносном смысле — механично играющий пианист.
Тар — 1. Закавказский и иранский струнный щипковый инструмент. Ис­пользуется для виртуозной сольной игры, а также в ансамблях и оркестрах народных инструментов. 2. Арабский круглый бубен.
Тарантелла   (ит. tarantella) — итальянский  народный танец,  исполняе­мый в быстром, стремительном темпе. Размер 6/8 или 3/8 с характерным непрерывным движением триолями. В классической музыке тарантелла приобрела характер виртуозного произведения.
Тараф (рум. taraf) — румынский или  молдавский   народный   оркестр, в   состав  которого   входят   скрипка,   кобза,   цимбалы,   бубен,   вио­лончель.
Тарелки — ударный музыкальный инструмент из семейства идиофонов, состоящий из двух металлических дисков особой формы. Звук тарелок резкий, звенящий, без определенной высоты, извлекают, ударяя одну тарелку о другую, а также палочкой от малого барабана, колотуш­кой от литавр, щеточками и т. д. Партия тарелок записывается в парти­туре на нитке.
Тарогато — венгерские народные ин­струменты: 1. Деревянный духо­вой инструмент, род зурны. 2. Ин­струмент типа кларнета с коничес­ким каналом, что сближает его с семейством саксофонов.
Твист   (англ. twist — кручение) — танец группы рок-н-ролла. Размер 4/4, четные доли ак­центированы, исполняется в быст­ром темпе.
Творчество     музыкальное — создание качественно нового (произведения, исполнения, исследования) в любой области музыкального искусства, отражающего в образно-неповторимой форме существенные черты действительности.
Театральная музыка — вокальная и инструментальная музыка к теат­ральным спектаклям. Задача театральной музыки — усилить эмоционально-художе­ственное воздействие спектакля на зрителей.
Те деум (лат. Те Deum — тебе бога...) — католический гимн VI в.; позд­нее — торжественное произведение типа кантаты на религиозный текст для солистов, хора и оркестра. Классические образцы Те Deum созданы Г. Генделем, Г. Берлиозом, А. Брукнером и др.
Тема   (гр. thema — предмет повествования) — музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения или его части. Тема слу­жит материалом для дальнейшей разработки и развития. Крупные формы (симфония, соната и т. д.) содержат несколько тем, что вызвано необходимостью сопоставления и развития нескольких музы­кальных образов.
Тематическая разработка — развитие темы или ее элементов различны­ми композиционными приемами.
Тембр (фр. timbre) — 1. Характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту. 2. Окраска звука, позволяющая различать звуки од­ной высоты в исполнении различных голосов или инструментов. Тембр зависит от формы колебаний источника звука и определяется количеством и интенсивностью гармоник (обертонов). Тембр певческого голоса зависит от присутствия в нем соответствующих формант (см.), а также вибрато (см). В определенной степени на тембр влияет материал вибратора, способ звукоизвлечения, форма резонаторов, а также среда, в которой возникает и распространяется звук.
Темир-комуз — киргизский народный щипковый язычковый инструмент, род варгана. Широко распространён среди детей и подростков.
Темп  (от лат. tempus — время) — скорость исполнения музыкального произведения, опре­деляемая числом проходящих в единицу времени метрических долей. Точный темп определяется при помощи метронома. Основной темп про­изведения определяется специальными терминами.
Темперация   (от лат. temperatio — соразмерность) — выравнивание вы­сотного соотношения ступеней звуковой системы. Равномерная темперация — деление октавы на 12 одинаковых отрезков (полутонов). Равномер­но-темперированный строй отличается от натурального тем, что все составляющие его полутоны равны между собой.
Темпл-блок — ударный деревянный инструмент корейского происхожде­ния с определенной высотой звука. Используется в наборе из не­скольких инструментов (чаще пяти), лежащих на горизонтальном держателе.
Темпо рубато (ит. tempo rubato — украденный темп) — свободное в рит­мическом отношении музыкальное исполнение, отклоняющееся от равномерного темпа ради эмоциональной выразительности.
Тенор (ит. tenore, от лат. tenere— держать, направлять) — 1. Высокий мужской голос. Диапазон: от с до с2. Ноты записываются в скри­пичном ключе на октаву выше реального звучания. Для тенора написаны партии Ленского в опере «Евгений Онегин», Германа в опере «Пиковая дама» П. Чайковского. 2. Духовой му­зыкальный инструмент (используется только в духовом оркестре). 3. Основная партия средневекового контрапунктического сочинения, излагающая главную мелодию (см. Кантус фирмус).
Тенор-альтино — самый высокий мужской голос. Диапазон: от с до е2. Для тенора-альтино написана партия Звездочета в опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова.
Теноровый ключ — ключ из группы до, показывающий, что нота до пер­вой октавы (с1) находится на четвертой линейке нотного стана (см. Ключ). В теноровом ключе пишутся ноты для виолончели, фагота, тромбона.
Теорба — струнный щипковый инструмент, басовая разновидность лютни с двумя шейками. Теорба известна с XVI в. Была распространена в Италии, Англии, но к середине XVIII в. вышла из употребления.
Терцдецима (от лат. tertia decima — тринадцатая) — 1. Один из составных интервалов, охватывающий 13 ступеней. Обозначается цифрой 13. Терцдециму можно рассматривать как сексту через октаву. Малая терцдецима содержит 10 тонов; большая терцдецима — 101/2 тонов. Большая терцдецима обозначается б.13, малая терцдецима — м. 13. 2. Тринадцатая сту­пень от заданной.
Терцет  (от лат. tertius — третий) — 1. Ансамбль из трех исполнителей, как правило, вокальный. 2. Произведение для трех исполнителей с отдельной партией у каждого.
Терция  (лат. tertia — третья) — 1. Один из основных интервалов, охва­тывающий три ступени. Большая терция обозначается б. 3, малая терция м. 3. Большая терция содер­жит 2 тона; малая терция — l1/2 тона; уменьшенная терция — 1 тон; увели­ченная терция — 21/2 тона. 2. Третья ступень от заданной. 3. То же, что терцовый тон.
Терцквартаккорд — второе обращение септаккорда (см. Септаккорд), при котором квин­товый тон находится внизу (бас). Состоит из терции, кварты и сек­сты, считая от нижнего голоса. Обозначается 4/3 или 3/4.
Терцовый тон — звук, который в тесном расположении аккорда терцо­вого строения является вторым снизу, иначе — терция аккорда. Обо­значается цифрой 3 (см. Аккорд).
Тесное расположение — такое расположение четырехголосного аккорда, при котором интервал между первым и третьим голосами не пре­вышает октавы (расстояние между третьим голосом и басом не принимается во внимание) (см. Широкое расположение).
 

 
Тесситура   (ит. tessitura, буквально — ткань) — высотное положение звуков музыкального произведения по отношению к диапазону пев­ческого голоса или музыкального инструмента. Различают среднюю, наиболее удобную для исполнения, высокую и низкую тесситуру. Соответ­ствие тесситуры  возможностям певческого голоса или музыкального инстру­мента является необходимым условием полноценного художествен­ного исполнения.  
Тетрахорд   (от гр. tetra — четыре и chorde — струна) — четырехступенный отрезок звукоряда, мелодическая   последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме кварты.  В гаммах I, II, III, IV ступени образуют первый или нижний тетрахорд, а V, VI, VII, VIII ступени образуют второй или верхний тетрахорд.
Тилинка, телинка — молдавский, румынский и украинский народный ду­ховой инструмент, открытая трубка без игровых отверстий. Распро­странён в деревенском быту.
Тимбалес   (ит. timbales cubani) — ударный инструмент из семейства мембранофонов. Тимбалес — оригинальные кубинские медные барабанчики, соединенные небольшой перекладинкой. Играют деревянными палоч­ками. Тимбалес широко используются в эстрадных оркестрах.
Тимпан  (от лат. tympanum — барабан) — 1. Древний ударный инстру­мент, род небольших литавр. 2. Род медных тарелок (библейское — кимвалы). 3. Французское и итальянское название цимбал.
Тимплипито  (ит. timplipito) — старинный восточный ударный инстру­мент из семейства мембранофонов, состоящий из двух глиняных горшочков с отверстиями в дне, обтянутых козьей шкурой или бычь­им пузырем. Звук извлекают деревянными палочками с шариками на концах. Тимплипито иногда используется в симфоническом оркестре.
Тирата (ит. tirata — вытягивание) — украшение в виде гаммаобразного восходящего или нисходящего пассажа между двумя выдержанны­ми звуками по образцу диминуции или форшлага из нескольких звуков.
Тирольен —1. Оживленная трехдольная песня-танец, родственная лендлеру и вальсу. Исполняется в манере йодль. 2. Название балетных номеров и пьес, имитирующих танцы альпийских горцев.
Токката  (ит. toccata, от toccare — касаться, трогать) — виртуозная ин­струментальная пьеса для фортепиано или органа, написанная в чет­ком, быстром темпе звуками одинаковой краткой длительности, ис­полняемыми нон легато. В XVI—XVIII вв. токката — пьеса в свободной импровизационной форме, близкая к прелюдии или фантазии (напр., органные токкаты И. С. Баха). Основным признаком поздней токкаты (Р. Шу­ман, М. Равель, С. Прокофьев) является равномерное ритмическое движение с преобладанием ударной аккордовой техники.
Толгау — один из видов творчества казахских акынов. Содержание толгау связано с историческими событиями, радостями и страданиями че­ловека. Толгау встречаются и в народной инструментальной музыке (кюях).
Тон (от гр. tonos — ударение) — 1. Звук, имеющий определенную высоту. 2. Часть спектра звука, образованная колебательными движе­ниями: частичный, аликвотный, синусоидальный тон, обертон, унтер­тон. 3. Интервал — мера определения высотных соотношений. 4. Сту­пень звукоряда, гаммы, лада. 5. В системе церковных ладов — обозначение лада. 6. Мелодия-модель для распевания на разные тек­сты у мейстерзингеров. 7. Субъективное выражение общего впечат­ления от звучания, звуковысотная интонация, качество голоса, звука и т. д.
Тонадилья  (от исп. tonada — песня) — испанская музыкальная комедия XVIII — XIX вв., исполнявшаяся в антракте между актами комичес­кой оперы.
Тональная модуляция — см. Модуляция.
Тональность — звуковысотное положение лада. Название тональности определяется названиями тоники и лада (напр., до мажор, ля минор и т. д.).
Тоника  (ит. tonica, от гр. tonos — ударение) — 1. Главный (основной) устойчивый звук мажоро-минорной системы лада, к которому тяго­теют все остальные звуки в пределах октавы, вызывая ощущение законченности мелодии. 2. Основной аккорд в мажоре или миноре, построенный на 1-й ступени лада.
Тоническое трезвучие — трезвучие, построенное на I ступени лада.
Тоновая величина — см. Качественная величина интервала.
Тонус певческий (лат. tonus — напряжение) — активное состояние пев­ческого аппарата, уровень его готовности к певческому процессу.
Топшур, топшугур — алтайский народный струнный щипковый инстру­мент, род двухструнной лютни. Используется как аккомпанирующий инструмент.
Торбан — украинский и польский струнный щипковый инструмент, раз­новидность басовой лютни — теорбы. На торбане исполняли инструмен­тальную музыку, аккомпанировали песням и танцам.
Торупилль — род эстонской волынки с 3-я или 5-ю трубками. Был рас­пространен в XVI—XIX вв. как сольный и ансамблевый инстру­мент.
Точка — 1. Знак увеличения длительности ноты или паузы в полтора раза (помещается справа после ноты или паузы). 2. Знак исполне­ния ноты стаккато (помещается над или под нотой).
Травести    (фр. travesti, travestir — переодевать) — актриса, исполняю­щая роли юношей и подростков (Ваня в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, Зибель в опере «Фауст» Ш. Гуно).
Транскрипция (лат. transcriptio — переписывание) — 1. Переложение музыкального произведения, его аранжировка (см.) 2. Свободная обработка произведения в виртуозном стиле то же, что фантазия или парафраза (см.).
Транспозиция, транспонирование (от лат. transponere — переставлять) — перенесение музыкального произведения из одной тональности в дру­гую тональность того же наклонения без всякого изменения.
Транспонирующие инструменты — музыкальные инструменты, реальное звучание которых по высоте отличается от нотации на определенный интервал вверх или вниз. К транспонирующим инструментам относятся амбушюрные духовые инструменты, деревянные духовые, а также те, которые звучат октавой выше или ниже нотации. Благодаря транспонирующей нотации исполнитель может легко переходить с од­ного инструмента на другой того же семейства, не меняя апплика­туры и техники звукоизвлечения. Использование транспонирующих инструментов способствует упрощению нотной записи.
Траурный марш — см. Похоронный марш. 
Трезвучие — основной вид аккорда, который образуется из трех звуков, расположенных по терциям и называемых основным, терцовым и квинтовым тонами. В зависимости от составляющих интервалов трезвучие бывает большим (б. 3 + м. 3), малым (м. 3 + б. 3), уменьшенным (м. 3 + м. 3) и увеличенным (б. 3 + б. 3). Большое трезвучие называется мажорным, малое трезвучие — минорным. Трезвучие с основным тоном (тоникой) в басу называется основным видом трезвучия, с терцовым тоном в басу — секстаккордом, с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккордом.
Трель  (от ит. trillare — дребезжать) — вид мелизма, быстрое много­кратное чередование двух смежных звуков звукоряда. В некоторых вокальных произведениях встречается большая трель, состоящая из двух звуков звукоряда, расстояние между которыми может быть больше целого тона. Трель обозначается  знаками  , или  , проставляемыми над нотой, на которую исполняется трель.

 
Трембита — украинский народный духовой инструмент типа деревянной трубы, доходящей по длине до трех метров, с чрезвычайно сильным звуком. Распространён в Западной Украине, на Закарпатье и в При­карпатье. При помощи трембиты жители этих горных районов подают сиг­налы на большие расстояния.
Тремоло  (ит. tremolo — дрожащий) — 1. Быстрое многократное повто­рение одного звука на домре, скрипке, литаврах и др. инструментах. 2. Быстрое многократное чередование двух несмежных звуков или аккордов.
Трепак   (от старорусского тропать — топать ногами) — старинный рус­ский танец. Музыкальный размер 2/4. Темп живой, веселый, за­дорный.
Третья октава — часть музыкального звукоряда. Звуки третьей октавы обозначаются: а) в скрипичном ключе от ноты до на второй добавочной линейке сверху до ноты си на пятой добавочной линейке сверху; б) ла­тинскими строчными буквами с цифрой 3 справа вверху (с3, d3, e3, f3, g3, a3, h3); в) сло­говыми названиями со строчной буквы с цифрой 3 справа вверху (до3, ре3, ми3, фа3, соль3, ля3, си3).
Треугольник — ударный музыкальный инструмент из семейства идиофонов, имеющий вид выгнутого из стального прута незамкнутого треугольника. Звук — нежный и звонкий — извлекают при помощи ударов металлического стержня. Используется в симфоническом ор­кестре. Партия треугольника записывается в партитуре на нитке под партией литавр.
Трехчастная форма — тип композиционной структуры в европейской профессиональной музыке, предпо­лагающий не только наличие трех основных раз­делов произведения, но и условия соотношения этих разделов и их структуры. Так, в трёхчастной форме вто­рой раздел должен контрастировать с первым, а третий — повторять первый.
Трецца — итальянский   подвижный   трехдольный та­нец,  близкий   куранте  и  гальярде.   Исполняется  группой танцоров.
Трещотка — русский народный ударный инструмент, состоящий из дере­вянных пластинок, нанизанных на ремешок или веревку. Звук из­влекают потряхиванием. Используется в оркестре народных инстру­ментов.
Тридентский кодекс — собрание полифонической музыки XV в., состоя­щее из 7—4-х томов и включающее около 1500 композиций фран­цузских, немецких, итальянских, английских авторов в рукописных копиях И. Визера.
Тридцать вторая нота — нота, по длительности в тридцать два раза ко­роче целой. Обозначается затушеванным овалом со штилем и тремя флажками (хвостиками). В случае объединения двух и более нот 32-й длительности, флажки можно заменять ребрами.
Тридцать вторая пауза — пауза, по длительности равная тридцать вто­рой ноте.
Тримитас, даудите, триубас — литовский народный духовой инструмент, род деревянной трубы с длинным стволом и большим коническим раструбом. Известен с XII в., в настоящее время используется в ор­кестрах народной музыки. 
Трио  (ит. trio) — 1. Ансамбль, состоящий из трех исполнителей (в во­кальной музыке — терцет). 2. Произведение, написанное для трех исполнителей с отдельной партией у каждого. 3. Средняя часть про­изведения трехчастной формы, написанная в четком ритме (марши, вальсы, менуэты, скерцо). Название трио возникло в XVII в., когда среднюю часть исполняли три инструмента в отличие от первой и третьей, исполнявшихся всем составом оркестра.  
Трио-соната — музыкальное произведение для инструментального ан­самбля (две скрипки, клавесин или орган); иногда вместо скрипок использовались флейты, гобои. Трио-соната  была распространена в XVII— XVIII вв. Образцы трио-соната — у Г. Генделя, Г. Перселла, Ф. Куперена, Д. Букстехуде.
Триоль  (от лат. tres — три) — особая ритмическая фигура из трех нот, по длительности равных двум нотам того же написания; обозна­чается цифрой 3.
Триптих (от гр. triptychos — сложенный втрое) — му­зыкальный цикл из трех пьес, объединенных од­ной идеей, темой или общим драматургическим замыслом.
Тритон   (ит. tritono — состоящий из трех тонов) — 1. Увеличенная кварта; интервал, охватывающий четыре ступени и содержащий три тона. 2. Обра­щение увеличенной кварты — уменьшенная квин­та; интервал, охватывающий пять ступеней и со­держащий три тона. Неустойчивый, принадлежа­щий к числу диссонансов интервал, вызывающий острое ладовое тяготение.
Тритоновый лад, дважды лад (термин Б. Яворско­го) — симметричный лад, центральное соотношение которого образует тритон. Применяется в ме­лодической и аккордовой формах.
Трихорд (от гр. triy — три и chorde — струна) — диа­тонический звукоряд из трех ступеней в пределах терции или кварты.
Тромбон (ит. trombone) — медный духовой музыкаль­ный инструмент. Чаще тромбон  бывает с кулисой — выдвижной частью трубки для изменения длины  ствола, что соответственно изменяет и высоту звука, т. н. цугтромбон, реже — с вентилями. Партия тромбона записывается в теноровом и альтовом ключах. Существует шесть разновидностей тромбона: сопрано (использовал только Р. Вагнер), альт, тенор, бас, тенор-бас (с кварт-вентилем) и контрабас.
Троп  (от гр. tropos — поворот) — двенадцатитоновый комплекс, состоя­щий из двух взаимодополняющих шестизвучий, которые могут быть как звукорядами, так и аккордами. Порядок звуков в тропах может из­меняться, а каждый троп может начинаться с любого звука хромати­ческой гаммы. Общее количество тропов — 44. Троп положен в основу додекафонной техники И. Хауэра.
Тропарь  (умен, от гр. tropos — троп) — жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-рит­мическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь— небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк.
Тропотянка — украинский народный массовый танец. Музыкальный раз­мер 2/4.
Тропы   (от гр. tropos — поворот) — 1. В древнегреческой музыкальной теории — обозначение транспозиционной гаммы (тона). 2. В средне­вековой системе ладов — одно из наименований церковного лада. 3. Старинное название псалмовой дифференциации одной из мело­дических формул тона. 4. В церковных песнопениях — вставки в ка­нонизированный текст напевов псалмов или хоралов. 5. 12-тоновый комплекс из двух взаимодополняющих шестизвучий (см. Троп).
Трость —1. Тонкая камышовая пластинка, служащая для извлечения звука на кларнете, саксофоне и других язычковых инструментах. 2. Деревянная часть, древко смычка.
Труба — медный духовой музыкальный инструмент. Диапазон: от е до с3. Звук трубы яркого, блестящего тембра. Используется во всех видах оркестров, кроме оркестра народных инструментов. Существуют труба-пикколо, труба-альт, труба-бас, египетская труба.
Трубадур, трувер (фр. troubadeur) — странствующий рыцарь — поэт и певец в средневековой Франции.
Трумшайт    (нем. Trumme — труба и Scheit — полено) — старинный струнный смычковый инструмент с длинным (до 200 см) клиновид­ным дощатым корпусом. Трумшайт — инструмент бродячих музыкантов, при­менялся и как мореходный сигнальный инструмент, и для замены трубы при исполнении музыки в женских монастырях. В конце XVIII в. вышел из употребления.
Туба (ит. tuba) — 1. Медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по звучанию. Диапазон: от В2 до f1. Используется в симфо­ническом и духовом оркестрах, редко — соло. 2. Музыкальный ин­струмент древних римлян. Применялся в войсках и при религиозных обрядах. 3. В литургической речитации и псалмодии — многократно повторяющийся звук.
Тубафон (ит. tubafono) — ударный инструмент из семейства идиофонов, по конструкции похожий на ксилофон. Источником звука в тубафоне яв­ляются металлические трубочки, соединенные струнами. Звук — нежный, хрустальный — извлекают палочками. Диапазон: от е1 до с4. Используется в эстрадных оркестрах.
Ту бит — акцентирование инструментами ритмической группы 1-й и 3-й долей в регтайме и новоорлеанском стиле, 2-й и 4-й — в диксиленде и чикагском стиле джаза.
Тулумбас — украинский, русский, турецкий, иранский ударный инстру­мент, применявшийся для подачи воинских сигналов.
Турецкий барабан — см. Большой барабан.
Ту-степ (англ. two-step — два шага) — салонный танец, возникший в Се­верной Америке в начале XX в. Музыкальный размер 2/4.
Тутек, тутук, туллук, шви — армянская свистковая флейта с цилиндри­ческим стволом, 6—7-ю игровыми на лицевой и одним отверстием на тыльной стороне. Звукоряд диатонический. На тутеке играют главным образом пастухи и погонщики волов. Тутек входит в ансамбли народ­ных инструментов.
Тутти (ит. tutti — все) — исполнение музыки полным составом оркестра, всем хором.
Туш  (нем. Tusch) — небольшое музыкальное произведение фанфарного характера, предназначенное для исполнения при торжественных встречах, чествованиях, вручении наград, премий и т. д.
Туше (от фр. touscher — прикасаться) — характер касания (нажима, уда­ра) к клавиатуре во время игры на клавишных инструментах. От туше зависит характер звучания инструмента. Туше — качество, носящее сугубо индивидуальный характер у каждого музыканта.
Тюйдук — туркменский народный инструмент трех видов 1. Гаргы-тюйдук продольная открытая флейта. Используется как сольный инструмент. 2. Дилли-тюйдук — язычковый инструмент. Распространен среди чабанов. 3. Гоша-дилли-тюйдук — парная разновидность дилли-тюйдука.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э 
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100Strun.Ru - создай свою музыку! © 2022