Отзывы
«Добрый день. Всё получил! Спасибо! Отличная работа! »


Андрей Москва

«Спасибо большое за быструю доставку в Подмосковье. За подарок (кан ...»


Татьяна МО

«В этом месяце сделал первый заказ у вас. Сайт удобный, нет нагромо ...»


Сергей СПб

Отзыв
«Добрый день! Спасибо большое за струны!
...»


Татьяна МО

«В целом все нравится. Не хватает некоторых брендов, приходится зак ...»


Михаил Москва

Отзыв о покупке
«Тимур, благодарю за доставку заказа. Всё отлично

...»


Евгений

Глюкофон отзыв
«С Новым Годом. !!!
Всего самого наилучшего в наступившем....»



Музыкальные термины на букву Ф

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фа  (fa) — 1. Одно из слоговых названий звуков, то же, что F или f. 2. Строй инструментов (in F), звучащих: а) на З1/2 тона ниже напи­санного (английский рожок, валторна); б) на 21/2 тона выше напи­санного   (валторна,   партия   которой   написана в басовом ключе). 3. Название ключа.
Фагот  (ит. fagotto — буквально: узел, связка) — духовой де­ревянный музыкальный инструмент с коническим каналом и двойной тростью. Звук фагота сильный, несколько гнусавого тембра. Диапазон: b1 — d22). Разновидности фагота: контра­фагот (см.) и субконтрафагот, звучащий на октаву ниже контрафагота. Используется в симфоническом оркестре.
Фа диез мажор — мажорная тональность, тоникой которой яв­ляется фа диез (то же, что Fis-dur). Имеет шесть диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля, ми). Энгармонически равна тональности соль бемоль мажор.
Фа диез минор — минорная тональность, тоникой которой яв­ляется фа диез (то же, что fis-moll). Имеет три диеза в ключе (фа, до, соль). Энгармонически равна тональности соль бемоль минор.
Фактура   (лат. factura — обработка) — 1. Совокупность всех средств музыкальной выразительности, состав изложения музыки. Элемен­тами фактуры являются: мелодия, аккомпанемент, аккорды, полифоничес­кие голоса, фигурация, противосложения и т. д. Основные типы фактуры: гомофоническая, аккордово-гармоническая, полифоническая. 2. Спо­соб исполнения: вокальная, инструментальная, хоровая, органная и т. д.
Фальцет   (ит. falsetto, от falso — поддельный, ложный) — один из ре­гистров мужского певческого голоса. При фальцетном звучании го­лосовые связки полностью не смыкаются, колеблются только их края, в результате чего голос звучит слабо, искусственно. В практике оперного и камерного пения фальцет используется крайне редко, более широко — в хоровом (главным образом, тенорами) и особенно эст­радном пении.
Фа мажор — мажорная тональность, тоникой которой является фа  (то же, что F-dur). Имеет один бемоль в ключе (си бемоль).
Фа минор — минорная тональность, тоникой которой является фа (то же, что f-moll). Имеет четыре бемоля в ключе (си, ми, ля, ре).
Фанданго   (исп. fandango) — старинный испанский танец, исполняемый в умеренном темпе в сопровождении кастаньет. Размер 3/4, 3/8, 6/8.
Фанки — способ исполнения в стиле хард боп. Для фанки характерны ост­рая экспрессивность игры, отход от темперированного строя, ис­пользование ритмико-мелодических особенностей блюза и культовой музыки американских негров.
Фантазия   (гр. phantasie — воображение, вымысел) — 1. Музыкальное произведение в свободной форме, не совпадающей с устоявшимися формами построения (Г. Перселл, Д. Фрескобальди, И. С. Бах, Ф. Э. Бах, В. Моцарт, Ф. Шуберт и др.). 2. Инструментальная пьеса, отличающаяся причудливым, фантастическим содержанием и харак­тером музыки (М. Балакирев, М. Мусоргский, К. Дебюсси и др.). 3. Свободная трактовка различных жанров (Вальс-фантазия М. Глинки, Полонез-фантазия Ф. Шопена, соната-фантазия А. Скрябина и т. д.). 4. Жанр инструментальной или оркестровой музыки, близкий к парафразе, рапсодии (фантазия Ф. Листа, фантазия на темы Рябинина А. Аренского и др.) или «монтаж» тем и отрывков, похожий на попурри (фантазия на темы оперетт, фантазия из песен И. Дунаевского и т. д.). 5. Способность чело­веческого сознания к внутреннему представлению явлений действи­тельности и к созданию на этой основе художественных обра­зов.
Фанфара   (фр. fanfare) — 1. Духовой медный инструмент типа трубы без вентилей, натуральная труба (сигнальный рожок, горн). 2. Сиг­нал для трубы, большей частью торжественного характера, состоящий из звуков мажорного трезвучия или тех гармонических созвуков, которые можно извлечь на натуральной трубе.
Фанфарный марш — военный марш с торжественными сигнальными те­мами, исполняемыми на фанфарах.
Фарандола  (фр. farandole) — старинный французский народный танец. Музыкальный размер — переменный 6/8 и 2/4. Темп живой, быстрый, меняющийся на более медленный. Исполняется в сопровождении флейты и тамбурина. К жанру фарандолы обращались Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. Казадеюс, Д. Мийо, А. Глазунов, П. Чайковский и др.
Фермата  (ит. fermata — остановка, задержка) — знак звучания, позво­ляющий исполнителю удлинить ноту (звук, паузу) по своему усмотрению, в зависимости от характера произведения, намерений и вкуса исполнителя (обычно в 1'/2—2 раза). Обозначается  . В партитурах многоголосных произведений выстав­ляется во всех голосах одновременно.
Фестивали  музыкальные (от лат. festivus — веселый, праздничный) — праздники музыкального искусства, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединенных общим названием и программой. Су­ществуют фестивали  монографические (из музыки одного композитора), тематические (посвященные одному жанру, стилю, эпохе и т. д.), фестивали оперных театров и т. д.
Фигура  (лат. figura — форма) — 1. Характерная группа звуков (мело­дическая фигура) или ритмических долей (ритмическая фигура), которая неоднократно повторяется. 2. Элемент фигурации. 3. Относительно законченная часть танца. 4. Графическое изображение звуков и пауз мензуральной нотации. 5. Обозначение ряда музыкальных приемов, ставших характерной частью музыкального лексикона (изобрази­тельные фигуры, мелодические или интервальные фигуры, фигуры повтора, фигуры клас­са фуги, фигуры предложений, фигуры манеры, фигуры орнамента).
Фигурация   (от лат. figuratio — образное изображение) — усложнение музыкальной фактуры путем ввода мелодических или ритмических элементов. Виды фигурации: гармоническая — движение звуков по тонам аккорда, ритмическая — повторение звука или аккорда в определен­ной ритмической последовательности; мелодическая — движение го­лоса, опирающееся на гармонию, но отступающее от аккордовых звуков и образующее самостоятельную мелодическую линию. К при­ёмам мелодической фигурации относятся задержание, проходящий звук, вспомогательный звук, предъем, камбиата. Звуки, составляющие ме­лодическую фигурацию, имеют меньшую длительность, чем аккорды.
Фидель   (от лат. fides — струна) — струнный смычковый инструмент, один из предшественников семейств виол и скрипок. Фидель применялся как сольный инструмент для сопровождения пения и в инструмен­тальном ансамбле.
Филармония      (от гр. phileo — люблю и harmonia — гармония) — в России — государственная концертная организация, пропагандирую­щая высокохудожественные музыкальные произведения и высокое исполнительское мастерство. Первая российская филармония была организована в 1925 году в Москве. В настоящее время филармонии работают во всех областных центрах нашей страны.
Филировка, филирование (ит. filare — ослаблять, отпускать) — вокаль­ный прием, предполагающий постепенное уменьшение или увеличение силы звука на выдержанной ноте (фактически то же, что димину­эндо и крещендо). Владение филировкой возможно только при высоком уров­не освоения вокальной техники с сильным импедансом и является показателем уровня певческого мастерства. Иногда термин филировка ис­пользуется при исполнении на смычковых и духовых инструментах.
Финал   (ит. finale — последний, окончательный, конечный) — 1. Послед­няя часть циклического музыкального произведения (сонаты, сим­фонии, концерта и т. д.). 2. Заключительная сцена оперы, балета или их части (акта, картины). 3. Завершающий фрагмент одночаст­ного музыкального произведения (см. Кода).
Финалис   (лат. finalis — конечный, предельный) — главный тон в сред­невековых ладах, на котором, как правило, заканчивалась мелодия.
Фиоритура   (ит. fioritura — цветение) — мелодические украшения в му­зыке, главным образом, вокальной, имеющие виртуозный характер (см. Орнаментика).
Фисгармония   (от гр. phys — мех и harmonia — гармония) — язычковый пневматический инструмент с фортепианной клавиатурой. Источни­ком звука у фисгармонии являются металлические язычки (как у баяна), к ко­торым при помощи ножного меха с одной или двумя педалями по­дается воздух. Фисгармония имеет до 20 регистров, включаемых специальными рычагами. Звук фисгармонии напоминает звучание органа.
Фистула (от лат. fistula — труб­ка, дудка) — 1. Вышедшее из употребления название регистра певческого голоса (см. Фальцет). 2. Старое на­звание одноствольных и многоствольных флейт.
Фита — условный знак нотации в древнерусском пении, при­менявшийся для обозначе­ния целых мелодий. В зна­менном распеве насчитыва­лось 132 фит различного ме­лодического рисунка, каж­дая из которых имела свое название.
Флажок — часть ноты, прибавляемая к штилю. Количество флажков показы­вает длительность ноты (восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая и т. д.).
Флажолет  (фр. flageolet — сви­рель, флейта) — 1. Старин­ная продольная флейта.  2. Лёгкий свистящий призвук, получаемый на струнных инструментах слабым прикосновением к струне в местах её парциального деления (1/2, 1/з, 1/4  и т. д. ее дли­ны) и состоящий из гармоник основного тона струны. 3. Родствен­ный скрипичным флажолетам звук, получаемый на флейте в результате передувания.  Обозначается нотой с нолём вверху, либо нотой с ромбовидной головкой.
Фламенко (исп. flamenco, буквально: цыганский) — музыкальный стиль, связанный с традициями испанских цыган; музыка, песни, танцы в этом стиле. Фламенко свойственна преувеличенная эмоциональная окрас­ка, возбужденность, ритмическая неустойчивость (полиритмия пения, игры и пляски), гибкость лада, богатство орнаментики и хрома­тизма.
Флейта  (ит. flauto, от лат. flatus — дуновение) — духовой ин­струмент, звук из которого извлекают, вдувая воздух не­посредственно в канал. Известны два основных вида флейт: продольная и поперечная. Современная флейта относится ко второму виду и представляет собой цилиндрическую дере­вянную (металлическую, пластмассовую, стеклянную, фар­форовую) трубку, закрытую с той стороны, где находится отверстие для вдувания воздушной струи. Существуют че­тыре разновидности флейт: малая флейта (пикколо), большая флейта (сопрано), альтовая флейта и басовая флейта. Наиболее распростра­ненная большая флейта имеет диапазон от с1 до с4. Использу­ется в симфоническом оркестре; камерных ансамблях, ду­ховом оркестре, а также как сольный инструмент.
Флейта  пана — многоствольная продольная флейта древнего происхождения, состоящая из трубочек разной длины.
Флексатон   (от лат. flexus — изогнутый и гр. тон) — самозву­чащий язычковый инструмент, вибратором которого служит стальной язычок. Звук звеняще-завывающий. Использовал­ся в эстрадной музыке, реже в симфоническом оркестре Ю. Шапорин, Д. Шостакович, А. Хачатурян).
Флояра — фрила, фрела, флоера, фреля, довбушивка и т. д.— духовой музыкальный инструмент Западной Украины, род открытой флейты, аналогичный тилинке, но имеющий 6 иг­ровых отверстий (по три для каждой руки). Флояра родственна  кавалу, флуеру и др.
Флуер — молдавский и румынский духовой   музыкальный ин­струмент, род открытой флейты. Свистковый молдавский флуер «ку доп» близок сопилке,  флуер «жемэнат» — парная   свистковая   флейта,   родственная украинской денцивке. На флуере играют соло, флуер входит в на­циональный ансамбль тараф.
Флюгель    (нем. Flugel — крыло) — клавишно-струнные инструменты, имеющие крыловидную форму (клавесин, клавичембало, рояль и др.).
Флюгельгорн   (от нем. Flugel — крыло и Horn — рог) — духовой широкомензурный музыкальный инструмент. На основе флюгергорна созданы его разновидности: альтгорн, теноргорн, баритон и туба.
Фобурдон — 1. Английская разновидность дисканта, происходящая от гимеля. 2. Название техники многоголосия (фобурдон — фальшивый бас). 3. Обозначение псалмодической речитации в аккордовом изложении, сменяющем одноголосное исполнение псалма. 4. Четырехголосные гармонизации хорала, представляющие как бы секстаккордовые фобурдоны (1).
Фокстрот   (от англ. fox — лиса и trot — быстрый шаг) — салонный и бальный танец, в основе которого находятся движения ту-степа. Возник в начале XX в. в США, затем получил широкое распростра­нение в Европе. Размер 4/4. Существуют две разновидности фокстрота быстрый фокстрот (квик-фокстрот, квикстеп) и медленный фокстрот (слоу-фокстрот)
Фолия — народный танец португальского происхождения, исполняемый мужчинами, которые переодевались в женщин и вели себя дико и шумно, как бы потеряв рассудок. Метр трехдольный. Как пылкий любовный танец, фолия приобрела известность во Франции, Италии, Англии. К этому жанру  обращались Д. Перголези, А. Вивальди, Ж. Б. Люлли, И. С. Бах, А. Гретри, Ф. Лист, С. Рахманинов и др.
Фольклор   (от англ. folk народ и lore — наука) — музыкальный — см. Народная музыка.
Фольклористика  музыкальная — см. Этнография музыкальная, Народ­ная музыка. 
Фонастения   (от гр. phone — голос и stenos — узкий) — заболевание у певцов, проявляемое в быстрой утомляемости, ухудшении интона­ции, изменении тембра, тремолировании голоса. При этом функцио­нальные изменения голосового аппарата не наблюдаются. Причиной фонастении  являются отрицательные воздействия, которым подвергаются от­делы центральной нервной системы, управляющие процессом фо­нации.
Фонация   (гр. phone — голос) — сложный нервно-двигательный процесс взаимодействия всех органов голосового аппарата, обеспечивающий эстетически полноценное звукоизвлечение.
Фонизм    (от гр. phone — звук, голос) — характер звучания музыки, определяемый акустическими особенностями ее воспроизведения.
Фонограмма (от гр. phone — голос, звук) — музыкальная информация, записанная на какой-либо носитель.
Фонограф   (гр.  phone — звук и  grapho — пишу) — аппарат для записи и воспроизведения звука. Изобретен Т. Эдисоном в 1877 г.
Фонола   (от гр. phone — звук) — фортепиано со специальным устрой­ством для игры без участия пианиста (механическое фортепиано).
Фонотека (от гр. phone — звук и theke — ящик) — хранилище носителей звука с музыкальной информацией.
Фор   бит — равномерное акцентирование инструментами ритмической группы джаза четырех долей такта. Характерен для стиля свинг.
Форлана,   фурлана — итальянский народный танец в быстром темпе. Размеры 6/8 и 6/4. Исполняется парами, характер движений пыл­кий, по мере роста динамики исполнители приходят в экстатическое состояние. К жанру форлана обращались У. Корбетт, П. Монсиньи, Г. Телеман, И. С. Бах, А. Понкьелли, М. Равель и др.
Форма музыкальная — см. Музыкальная форма.
Форманта   (от лат. forma — форма, строение, структура) — 1. Группа обертонов, наличие которых определяет тембровую окраску каче­ства звучания певческого голоса или музыкального инструмента, а также разборчивость вокальной речи (см. Высокая форманта, Средняя форманта, Низкая форманта). 2. В акустическом плане — зоны (пики) наибольших энергий в линейном спектре звука певческого голоса или музыкаль­ного инструмента.
Форсирование   звука — напряженное извлечение звука максимальной силы в течение длительного времени. Следствием форсирования   звука является тремоляция голоса, неустойчивость интонации, болезни голосового аппарата (певческие узелки, кровоизлияния и т. д.) вплоть до пол­ной потери голоса.
Форте (от лат. fortis — сильный) — основное обозначение силы звука — громко. Сокращенно обозначается буквой f.
Фортепиано, фортепьяно (от ит. forte — громко и piano — тихо) — со­бирательное название семейства клавишных струнных музыкальных инструментов, в которых звук извлекается при помощи ударяющих о струны молоточков. Диапазон: А2 — с5. Фортепиано имеет чрезвычайно широкое распространение благодаря своим универсальным музыкаль­ным качествам. Существуют две разновидности фортепиано — рояль и пианино.
Фортепианное трио —1. Ансамбль, в состав которого входят скрипка, виолончель и фортепиано. 2. Произведения для исполнения тремя музыкантами (1).
Фортепианный ансамбль — ансамбль пианистов (обычно фортепианный дуэт) или инструментальный ансамбль любого другого состава, в который входит фортепиано.
Фортепианный квинтет — 1. Камерный ансамбль, состоящий из струнно­го квартета и фортепиано. 2. Сочинение в форме сонатного цикла для пяти исполнителей (1).
Фортиссимо (ит. fortissimo) — высшая степень громкости, очень громко. Обозначается ff.
Форшлаг   (нем. Vorschlag — перед ударом) — название мелодического украшения, состоящего из одного или нескольких звуков, предше­ствующих основному звуку мелодии. Существуют три вида форшлага: а) короткий (перечеркнутый), исполняемый за счет длительности основной или предыдущей ступени; б) долгий (неперечеркнутый), исполняемый за счет длительности основной ступени; в) двойной, исполняемый за счет длительности основной ступени.

 
Фрагмент  (от лат. fragmentum — обломок, кусок) — отрывок из музы­кального произведения.
Фраза  (от гр. phrasis — выражение) — 1. Небольшая, относительно за­конченная часть (последовательность 2—3-х мотивов) музыкальной темы (периода, предложения). 2. Отрывок музыки, отделяемый при исполнении цезурой. 3. В учении о музыкальной форме — построе­ние, занимающее промежуточное положение между мотивом и пред­ложением.
Фразировка — 1. Логическое построение музыкального предложения, фра­зы, периода; выразительное исполнение музыкальных фраз. Обо­значается с помощью фразировочных лиг (см. Фраза).2 Отчетливое выделение музыкальных фраз при исполнении музыкальных произведений.
Фригийская секунда — 1. Интервал, образованный между I и II ступе­нями фригийского лада (малая секунда). 2. Пониженная II ступень натурального минора.
Фригийская каденция — фригийский каданс — особый вид каденции, со­стоящей из оборотов: IV6 — V, I —V6 —IV6 — V, а также I—V (от минорной тоники). В музыке венских классиков и в дальнейшем почти не применяется.
Фригийский лад — особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального минора II пониженной ступенью, которая называется фригийской секундой. См. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Сред­невековые лады.
Фроттола   (ит. frottola, от frotta — толпа) — старинная итальянская многоголосная песня лирического характера на светский текст, исполнявшаяся   на   карнавалах   и   театрализованных   представлениях.
Фуга   (ит. fuga — бег) — полифоническое произведение, основанное на имитационном проведении одной, двух и более тем последовательно во всех голосах в соответствии с определенным тонально-гармоничес­ким планом. Содержание фуги выражено в теме, излагаемой в глав­ной тональности (см. Вождь). Фуга состоит, как правило, из трех час­тей: экспозиции, в которой тема излагается последовательно во всех голосах поочередно, в главной и побочной (как правило, доминантовой) тональностях разработки (или средней части), в которой тема развивается ладово и полифонически; репризы, в которой уста­навливается тональное и ладовое единство: тема проводится один или несколько раз, чаще в главной тональности. Фуга может быть простой (на одну тему), сложной (на две, три и т. д. темы). Фуга сформировалась в XVII в. на основе предшествующих ей полифо­нических форм и достигла своего расцвета в творчестве И. С. Баха. Фуга может быть как самостоятельным произведением, так и частью инструментальных циклов и крупных вокально-хоровых произве­дений.
Фугато   (ит. fugato — подобие фуги) — часть музыкального произведе­ния, написанная по типу экспозиции фуги с эпизодическим исполь­зованием простой имитации; часто, является эпизодом в музыкаль­ном произведении гомофонного склада (напр., фугато в начале разработки первой части Шестой симфонии П. Чайковского).
Фугетта   (ит. fughetta) — маленькая фуга, отличающаяся от простой фуги не только меньшим размером, но и простотой тем и развития. Образцы фугетты — у И. С. Баха, Л. Бетховена, И. К. Баха, С. Майкапара.
Функции ладовые — значение звуков в ладу, определяемое зависимос­тью неустойчивых ступеней от устойчивых. Основной тон (1 ступень) имеет функцию тоники, VII и II ступени — нижнего и верхнего вводных тонов, VI и III ступени — нижней и верхней медианты, V ступень — доминанты, IV ступень — субдоминанты. В теории му­зыки понятие функции широко разработано применительно к ак­кордам (см. Гармонические функции). В новой музыке XX в. наряду с традиционными ладовыми функциями, представлены и иные системные функции, обозначающие смысловые значения элементов.
Фуриант   (от лат. furia — ярость) — чешский народный парный танец. Размер 3/4 или переменный 2/4 и 3/8. Темп сначала оживленный, стремительный, затем медленный, торжественный.
Фуруйя — венгерский духовой инструмент, род продольной флейты с 5—6-ю боковыми отверстиями. Существует вид поперечной фуруйи — перемфуруйя. Звукоряд мажорный или миксолидийский.
Фьюжн — направление, развившееся из джаз-рока, характеризуемое синтезом рок-музыки и джазовой импровизации, а также широким использованием электрических и электронных музыкальных инстру­ментов.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100Strun.Ru - создай свою музыку! © 2022