Отзывы
«Понравилась оперативность, обратная связь.
Товар пришел без повреждений.»


Елена Новорос...

«Заказываю не первый раз, вы как всегда на высоте !»


Юля И. Выборг

«Посылку получил во вторник, вскрыли сегодня. Гитара отличного качества а Ижевский завод не разучился делать качественные гитары. Посылка дошла без повреждений, упаковка отличная. Спасибо Вам большое. Желаю Вам удачи и успеха в делах!»


Евгений Ростов-...

Все супер !
«Вежливый менеджер и быстрая отправка заказа.
Товар дошел без повреждений ...»


Илья Т. Каменск...

«Спасибо, все отлично! Буду ещё у вас заказывать и всем рекомендовать!»


Сергей Владика...

Музыкальные термины на букву С (продолжение)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Соль (sol) — 1. Одно из слоговых названий звуков (то же, что G или g). 2. Строй транспонирующих инструментов (in G), звучащих на 21/2 тона ниже, чем написано (альтовая флейта). 3. Название ключа.
Соль бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является соль бемоль (то же, что Ges-dur). Имеет шесть бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль, до). Энгармонически равна фа-диез мажору.
Соль диез  минор — минорная тональность, тоникой которой является соль-диез (то же, что gis-moll). Имеет пять диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля).
Соль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является соль (то же, что G-dur). Имеет один диез в ключе (фа).
Сольмизация (от лат. solmi — обозначение перехода из одного услов­ного звукоряда в другой).— 1. Система слоговых названий музыкаль­ных звуков, предложенная в XI в. Гвидо д'Ареццо (ut, re, mi, fa, sol, la, si). 2. Пение с называнием звуков: а) абсолютная сольмизация — пение с называнием нот (сольфеджио); б) относительная сольмизация — пение с называнием условных слогов. 3. Ритмическое чтение названий нот без пения.
Соль минор — минорная тональность,   тоникой которой   является соль (то же, что g-moll). Имеет два бемоля в ключе (си, ми).
Сольфеджио  (ит. solfeggio, от solfa — ноты) — 1. Учебная вокально-хо­ровая дисциплина, содействующая развитию музыкального слуха учащихся. Курс сольфеджио состоит из вокальных упражнений, исполняемых по нотам с произнесением их слоговых названий (сольфеджирование), слухового анализа музыки и ее записи на слух (музыкальный диктант). 2. То же, что сольмизация (см. Сольмизация 2б).
Сона, со на, хайди, лаба — китайский духовой язычковый инструмент с коническим стволом, 8-ю игровыми отверстиями и коническим рас­трубом. Разновидности сонны: большая (дасона) и малая (сяосона) применяются при погребальных и свадебных обрядах, а также в на­родных ансамблях и оркестрах как сольный и аккомпанирующий ин­струмент.
Соната   (ит. sonata, от sonare — звучать) — 1. В XVIII в.— название любого инструментального произведения, в отличие от вокального произведения — Кантаты (см.). 2. С XVIII в.— произведение для од­ного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Свой расцвет жанр сонаты достиг у Бетховена, большой вклад в даль­нейшее её развитие   внесли Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди, Р. Шуман, Э. Григ, Ф. Лист, А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Про­кофьев, Д. Шостакович и др.
Сонатина  (ит. sonatina) — небольшая соната, отличающаяся от сонаты более простым содержанием, меньшими размерами, относительно небольшой разработкой и большей доступностью для исполнения.
Сонатная  форма — форма музыкального произведе­ния, основанная на развитии двух контрастных тем в различных тональностях. Сонатной форме свойственна непрерывность и интенсивность раз­вития, обострение тематических контрастов с последующим сближе­нием и обобщением тем. Основные разделы сонатной формы — экспозиция, раз­работка, реприза, после которой может следовать кода. Иногда сонатная форма начинается со вступления. Сонатная форма, как правило, является первой частью сонатной циклической формы — симфонии, сонаты, квартета. Клас­сический тип сонатной формы, сформировавшись в творчестве И. Гайдна и В. А. Моцарта, своего наивысшего развития достиг в музыке Л. Бет­ховена.
Сонатное аллегро — первая часть сонатного цикла, исполняемая в быст­ром темпе (отсюда название) (см. Сонатный цикл).
Сонатный цикл, сонатная циклическая форма — форма музыкального произведения, состоящая из трех или четырех частей, обычно первая часть изложена в сонатной форме. Трехчастная сонатная форма характерна для концерта и состоит из сонатного аллегро, медленной средней части и финала. В четырехчастной сонатной циклической форме строятся симфонии, сона­ты, трио, квартеты и другие сонатно-симфонические циклы. Четырехчастный сонатный цикл состоит: I часть — сонатная форма, сонатное аллегро; II часть — Анданте или Адажио, в ней используется сложная трехчастная форма, вариации и др.; III часть — Менуэт (или Скерцо) сложная трехчастная форма; IV часть — Финал — сонатная форма, рондо и др. В сонатном цикле встречается перестановка средних частей II часть — Скерцо, III — часть — Анданте.
Соноризм, сонорика, сонористика, сонорная техника (от лат. sonorus — звонкий, звучный, шумный) — современный метод композиции, ис­пользующий красочные звучания, воспринимаемые как высотно не­дифференцируемые. Классификация  сонаризма  весьма условна, так как она не позволяет точно разграничить высотность (музыку тонов) и сонорность (музыку звучностей), отделить сонорную технику от несо­норной композиторской техники сложно. Сонорную окраску имеют созвучия-кластеры (Г. Коуэл и др.), аккорды и линии (Д. Шоста­кович, С. Прокофьев, Р. Щедрин и др.). Соноризм оперирует музыкальными шумами, тембровыми пластами, звукокрасочными комплексами, зву­чаниями без определенной высоты, а также средствами других видов техники. Сфера применения соноризма — произведения, в которых большое значение имеют звукокрасочные эффекты, звуковые явления внеш­него мира.
Сопилка — народный духовой инструмент типа продольной флейты. Из­готовляется  из  древесины.   Звук сопилки — нежный,   похожий   на   звук флейты. Используется в оркестрах народных инструментов. Распро­странен на Украине, где черниговский мастер   А. Шленчик   разработал се­мейство сопилок. Подобный сопилке инструмент в России называется сопель, в Белоруссии — дудка.
Сопоставление тональностей — см. Модуляция.
Соппа  (от ит. Zoppa — хромой) — 1. Танец с характерным синкопиро­ванным ритмом, напоминающим ритм жиги. 2. Обозначение синко­пированного ритма, применявшееся в Италии XVII в. (ломбардский ритм).
Сопранисты — певцы-кастраты, входившие в состав хоров католической церкви XVI—XVIII вв., а также занимавшие ведущее положение в опере XVIII — начала XIX вв.
Сопрано (ит. soprano — верхний, высший) — 1. Высокий женский голос. Диапазон от с1 до с3 (иногда до b3). Ноты записываются в скрипич­ном ключе. Существуют колоратурные, лирико-колоратурные, лири­ческие, лирико-драматические и драматические сопрано, различаю­щиеся силой звука и тембром. 2. В учебном курсе гармонии — на­звание верхнего (первого) голоса. 3. Партия в хоре или вокальном ансамбле, состоящая из высоких детских или женских голо­сов. Для сопрано написаны партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» и Лизы в опере «Пиковая дама» П. Чайковского.
Сопрановый ключ — один из ключей группы до, показывающий, что нота до первой октавы (с1) расположена на первой линейке нотного ста­на (см. Ключ).
Сортсико — баскский народный танец-песня в размере 5/8. Ритмы сортсико ис­пользовали П. Сарасате, И. Альбенис, М. Равель.
Состенуто   (ит. выдержанный, сдержанный, сосредоточенный) — испол­нительское обозначение, указывающее на выдерживание звука на одном уровне громкости.
Составные интервалы — интервалы, превышающие октаву. Составные интервалы можно рассматривать как сумму октавы и простого интервала. К составным интервалам от­носятся: нона (октава + секунда); децима (октава + терция); унде­цима (октава + кварта); дуодецима (октава + квинта), терцдецима (октава + секста), квартдецима (октава + септима), квинтдецима (октава + октава).
Соул — вокальная форма, развившаяся из культовой музыки амери­канских негров и заимствовавшая многие элементы ритм энд блюза.
Соул-джаз — дифференцированная форма хард бопа, в которой отраже­ны некоторые элементы культовой музыки американских негров соул-джаз берет начало от фанки.
Социология музыки (от лат. societa — общество и гр. logos — слово) — наука о взаимодействии общества и музыки и влияния конкретных форм ее бытования на музыкальное творчество, исполнительство и слушателей. Социология музыки изучает закономерности развития музыкальной культуры, формы музыкальной жизни общества, виды музыкальной деятельности, формирование музыкальных вкусов, потребностей и интересов, закономерности исполнительских трактовок и т. д.
Спикато (ит. spiccato — отрывать, отделять) — в игре на смычковых ин­струментах штрих, исполняемый броском смычка на струну для из­влечения каждого нового звука.
Спинет (ит. spinetta) — небольшой клавишный музыкальный инструмент прямоугольной формы, разновидность клавесина.
Спрингданс  (от норв. springe — прыгать) — норвежский крестьянский танец, исполняемый вприпрыжку. Признаки спрингданса — трехдольный размер, ускоряющийся темп, капризная ритмика. Известен спрингданс Э. Грига.
Спиричуэлс,  спиричуэл (англ. spiritual — духовный) — духовные песни американских негров, сочетающие элементы африканских исполни­тельских традиций (коллективная импровизация, характерная ритми­ка, глиссандовые звучания, экстатичность и др.) со стилистическими чертами хоровых гимнов и баллад английских переселенцев.
Спутник — имитация темы фуги (Вождя) в квинту или кварту, прово­димая в другом голосе (см. Риспоста).
Средние голоса — все голоса многоголосной музыки, кроме верхнего (ме­лодии) и нижнего (баса).
Средневековые лады, церковные лады — название восьми (в конце эпо­хи Возрождения — двенадцати) монодических ладов профессиональ­ной музыки средневековья. Известны три системы обозначения средневековых ладов: 1. Нумерная парная с делением каждого лада на автентический (главный) и плагальный (побочный). 2. Нумерная простая — рим­скими цифрами от I до VIII. 3. Номинативная (именная) в назва­ниях греческой музыкальной теории: дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийскии, лидийский, гиполидийский, миксолидийский, гипомиксолидийский. Ладовые категории средневековых ладов: финалис (глав­ный конечный тон), амбитус (объем напева) и реперкусса (тон повторения), соотношение которых образует основу структуры каж­дого из средневековых ладов. В средине XVI в. в систему средневековых ладов вошли еще 4 лада: эолийский, гипоэолийский, ионийский, гипоионийский. С установле­нием мажоро-минорной системы средневековые лады постепенно утрачивали свое значение, сохраняясь в католическом церковном обиходе.
Средняя певческая форманта — группа обертонов (в полосе от 900 до 1500 Гц), обеспечивающая фонетическую разнокачественность рече­вых звуков, надежность их слухового различения и помехоустойчи­вость речевого сигнала. Стабилизация полосы средней певческой форманты обеспечивает сглаживание, выравнивание гласных, сближение качества их звуча­ния при сохранении разборчивости, что является одним из показа­телей хорошей вокальной школы и высокого певческого мастерства.
Средняя часть — второй раздел (часть) трехчастной формы.
Стабат матер (лат. Stabat mater dolorosa — стояла мать скорбящая) — одна из средневековых секвенций. С XV в. создавались многочислен­ные полифонические стабат матер. Выдающиеся образцы — у Ж. Депре, Д. Палестрины, Д. Перголези, И. Гайдна, позднее — у Ф. Шуберта, Ф. Листа, Д. Россини, Д. Верди, А. Дворжака, А. Серова. В XX в. Стабат матер создали К. Шимановский, К. Пендерецкий, Ф. Пуленк.
Ставка — аппликатурный   прием   игры   на   виолончели,   основанный   на прижатии струны внешней боковой стороной большого пальца левой руки. Применение ставки позволяет рас­ширить объем позиции до октавы.                                                           
Стаккато (ит. staccato — отрывистый, отделенный) — указание об отры­вистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из приемов звукоизвлечения, противоположный легато; обозначается словом staccato или точками, выставленными над (или под) нотами, испол­няемыми стаккато.
Старая  тональность — тональность, из которой происходит модуляция в другую (новую) тональность.
Старина — см. Былина.
Старофранцузский ключ — один из ключей группы соль, показывающий, что нота соль первой октавы (g1) находится на первой линейке нотного стана (см. Ключ).
Степень родства — см. Родство тональностей.
Стилизация — 1. Воспроизведение в искусстве характерных черт (фор­мы, приемов и т. д.) определенного стиля или направления. 2. Про­изведение, написанное в подражание какому-либо стилю.
Стиль   (лат. stylus, от гр. stylos — палочка для письма) — совокуп­ность средств и приемов художественной образности, исторически сложившаяся и отражающая эстетические воззрения различных групп общества определенной эпохи или творческого направления. Поняти­ем стиль  определяются значительные этапы развития искусства, его направления и школы (классицизм, романтизм, барокко, рококо или галантный стиль, сентиментализм, веризм, импрессионизм, критический реализм, экспрессионизм, социалистический реализм и т. д., русский стиль, испанский стиль, восточный стиль, негритянский стиль и др.), то есть отражаются характерные признаки национального искусства или ис­кусства определенной этнической группы народов. Кроме того, тер­мином стиль обозначают индивидуальную творческую манеру компози­тора (стиль В. Моцарта, стиль Бетховена, стиль Прокофьева, стиль Шостаковича и т. д.) или исполнителя (стиль Шаляпина, стиль Рихтера и т. д.).
Столбица — система воспитания музыкального слуха, разработанная и опубликованная в 1923 году болгарским музыкантом-педагогом Б. Тричковым.  
Страдания — музыкально-поэтический жанр русского фольклора, разно­видность частушки лирического или комедийного содержания, исполняемой в медленном движении, напевной или напевно-речитатив­ной манере. Исполнение страданий обычно сопровождают виртуозной игрой на гармони или балалайке.
Страсти,   пассион (лат. passio — страдание) — вокально-драматическое произведение для солистов, хора и оркестра на религиозный сюжет о страданиях и смерти Христа. В XVI в. Страсти превратились в само­стоятельную форму духовной музыки, не входящую в состав чтения «Страстей господних» и достигли наивысшего уровня в творчестве И. С. Баха (особенно в его «Страсти по Матфею»), благодаря глубокому гуманизму содержания, далеко выходящего за рамки церковных догматов.
Стретта  (ит. stretta — сжато) — 1. Проведение темы в фуге, при кото­ром тема вступает в последующем голосе еще до окончания ее в предыдущем (как в каноне). 2. Заключительный эпизод музыкаль­ного произведения (концерта) или его части (финал картины или действия в опере), исполняемые в стремительном темпе (напр., стретта Манрико из оперы «Трубадур» Дж. Верди).
Стретто   (ит. stretto — сжатый) — ускорение темпа, доведение его до стремительного.
Строгий стиль — 1. Стиль полифонической музыки, для которого харак­терна строгая определенность интонационных и ритмических норм (диатоничность, использование натуральных ладов, ритмическая про­стота, размеренность движения). Строгий стиль типичен для хоровой полифо­нической музыки а капелла XV—XVI вв. 2. Раздел учебного курса полифонии или контрапункта.
Строй — 1. Соотношение звуков по высоте, выраженное в математиче­ских величинах (чистый строй, пифагоров строй, неравномерно-тем­перированный строй, темперированный строй). 2. Частота колебаний, принятая в качестве эталона для определения высотного положения звучания певческого голоса или музыкального инструмента.  3. Высота настройки струн (на струнном инструменте). 4. Строй транс­понирующих инструментов — соотношение между написанной но­той до (С) и реально звучащим на инструменте звуком. 5. Строй оркестра, ансамбля или хора — степень высотного соответствия звучания инструментов или голосов, испол­няющих произведение, зафиксированного в нотах как в целом, так и между голосами и инструментами (напр., «чистый строй», «фаль­шивый строй»).
Строчное  пение — церковное двух-, трех- или четырехголосное пение, возникшее на Руси в XVI в. Основная мелодия строчного пения поручалась сред­нему голосу («путь»), другие голоса располагались над этой мело­дией («верх») и под ней («низ»). Партии строчного пения записывались крюка­ми над текстом, ритм зависел от декламационного склада текста. Во второй половине XVII в. строчное пение было вытеснено партесным пением.
Струна — упругая нить, натянутая на музыкальном инструменте и слу­жащая источником звука. Высота звучания струны зависит от ее длины, величины натяжения и качества материала, из которого она изго­товлена. В современных музыкальных инструментах применяют ме­таллические, жильные, шелковые, синтетические струны. Для получения низких звуков применяются струны обвитые тонкой проволокой (канителью).
Струнное  трио — 1. Камерный ансамбль, в который входят скрипка, альт и виолончель. 2. Произведение в форме сонатного цикла для трех инструментов.
Струнные инструменты — инструменты, в которых источником звука яв­ляется струна. По способу звукоизвлечения струнные интструменты делятся на щипко­вые, смычковые и клавишные (ударные и щипковые).
Струнный квартет — 1. Наиболее распространенный вид камерного ан­самбля, состоящий из четырех смычковых инструментов (двух скри­пок, альта и виолончели). 2. Произведение в форме сонатного цикла для четырех струнных инструментов (1).
Струнный квинтет — 1. Камерный ансамбль, состоящий из пяти струн­ных инструментов (две скрипки, два альта, виолончель; или две скрипки, альт, две виолончели). 2. Произведение в форме сонатного цикла для пяти струнных инструментов.
Струнный оркестр — коллектив, состоящий из исполнителей на смычко­вых инструментах. Включает 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Для такого состава писали музыку В. Моцарт, Э. Григ, Н. Мясковский, Б. Бриттен, Б. Барток, К. Пендерецкий и др.
Струнодержатель — см. Подгрифок.
Ступени  лада — звуки лада, имеющие порядковые номера от тоники вверх. Обозначаются римскими цифрами и имеют такие названия: I — нижняя тоника; II — верхний вводный тон; III — верхняя ме­дианта; IV — субдоминанта; V — доминанта; VI — нижняя медиан­та; VII — нижний вводный тон; VIII — верхняя тоника. По функ­циональному значению I, IV и V ступени являются главными, II, III, VI и VII — побочными. Ступени отсчитываются также от любого звука на определенные интервалы (см. Интервал).
Ступень — местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда, а также сам тон. Каждая ступень в мажоро-минорной системе имеет свой порядковый номер, определенное слоговое наименование (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или соответствующее буквенное обозначение (с, d, e, f, g, a, h). Ступени входят в состав гаммы, лада, звукоряда.  
Субдоминанта  (лат. subdominanta— нижняя, господствующая) — 1. Че­твертая ступень мажорного или минорного лада. Обозначается рим­ской цифрой IV или латинской буквой S. 2. Принятое в гармонии название трезвучия, построенного на IV ступени лада.
Субдоминант септаккорд — септаккорд, построенный   на II ступени лада.
Субито — термин, обозначающий внезапное, без плавного перехода из­менение динамики, темпа и др.
Субконтроктава — самая нижняя часть музыкального звукоряда. Звуки субконтроктавы обозначаются: а) в басовом ключе от ноты си на шестой доба­вочной линейке снизу и вниз до ноты до включительно; б) латин­скими прописными буквами с цифрой 2 справа внизу (напр., А2, В2, С2); в) слоговыми названиями с прописной буквы с цифрой 2 внизу справа (До2, Ре2, Ми2 и т. д.).
Субмедианта   (от лат. sub — под и медианта). 1. Обозначение звука VI ступени мажорного или минорного лада. 2. Название трезвучия, построенного на VI ступени лада.
Субмотив — мельчайшая поддающаяся выделению часть мотива, обла­дающая элементарной смысловой и образной самостоятельностью.
Субретка — театральное амплуа. Бойкая, остроумная, находчивая де­вушка, активно участвующая в любовной интриге молодых героев (напр., Сюзанна в оп. «Свадьба Фигаро» В. Моцарта).
Субсистема,  подсистема — периферийная ладотональная ячейка, входя­щая в тональность как общую систему (см. Переменные функции, отклонение).
Сурдина   (ит. sordino, от sordo — глухой) — приспособление, применяемое для ослабления звучания смычковых, духовых, ударных инструментов. В фортепиано те же функции вы­полняет модератор (см.).
Сурма — старинный украинский духовой музыкальный инстру­мент, изготовленный из дерева.
Сутартине — литовские старинные женские трудовые народные песни. Древнейшие сутартине — эпические, позднейшие — лиричес­кие. Исполняются тремя певцами в форме канона. Сутартине использовали литовские композиторы — С. Вайнюнас, Б. Дварионас, Ю. Юзелюнас и др.
Сфорцандо    (от ит. sforzare — напрягать силы) — внезапное резкое динамическое акцентирование отдельных звуков или аккордов.
Сцена  (лат. scaena) — 1. Место для театрального представле­ния. 2. Часть спектакля, объединенная определенной дра­матической ситуацией и составом действующих лиц.
Сценарий (от лат. scaena) — 1. Детальное изложение содержа­ния балета с описанием танцевальных и мимических но­меров. 2. Драматургический план либретто (в опере, опе­ретте). 
Сценический  оркестр — духовой оркестр, участвующий в сце­ническом действии непосредственно на сцене (см. Банда).
Сюита   (фр. suite — последовательность,   продолжение) — 1. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных художественным замыслом. Части сюиты обычно контрастируют между собой, являясь порознь завершенными пьесами со своим содержанием и построением. В XVII—XVIII вв. сюита объединя­ла четыре танцевальные пьесы — аллеманду, куранту, сарабанду и жигу, позднее в состав сюиты вошли как танцевальные номера (менуэт, бурре, гавот, полонез и т. д.), так и такие пьесы, как ария, рондо, прелюдия, каприччио, увертюра и др. В XIX—XX вв. появились сюиты нового типа — программные («Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. Мусоргского), сюиты на основе музыки балетов, опер, кинофильмов. 2. Хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных одной схемой.
Сямисэн, шамисэн — японский трехструнный щипковый инструмент, род­ственный лютне. Строй — квартовый или кварто-квинтовый.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100Strun.Ru - создай свою музыку! © 2020