А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Соль (
sol) — 1. Одно из слоговых названий звуков (то же, что G или g). 2. Строй транспонирующих инструментов (in G), звучащих на 2
1/
2 тона ниже, чем написано (альтовая флейта). 3. Название ключа.
Соль бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является
соль бемоль (то же, что Ges-dur). Имеет шесть бемолей в ключе
(си, ми, ля, ре, соль, до). Энгармонически равна
фа-диез мажору.
Соль диез минор — минорная тональность, тоникой которой является
соль-диез (то же, что gis-moll). Имеет пять диезов в ключе
(фа, до, соль, ре, ля).
Соль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является
соль (то же, что G-dur). Имеет один диез в ключе
(фа).
Сольмизация (от лат.
sol —
mi — обозначение перехода из одного условного звукоряда в другой).— 1. Система слоговых названий музыкальных звуков, предложенная в XI в. Гвидо д'Ареццо (ut, re, mi, fa, sol, la, si). 2. Пение с называнием звуков: а)
абсолютная сольмизация — пение с называнием нот (сольфеджио); б)
относительная сольмизация — пение с называнием условных слогов. 3. Ритмическое чтение названий нот без пения.
Соль минор — минорная тональность, тоникой которой является
соль (то же, что g-moll). Имеет два бемоля в ключе
(си, ми).
Сольфеджио (ит.
solfeggio, от
solfa — ноты) — 1. Учебная вокально-хоровая дисциплина, содействующая развитию музыкального слуха учащихся. Курс сольфеджио состоит из вокальных упражнений, исполняемых по нотам с произнесением их слоговых названий (сольфеджирование), слухового анализа музыки и ее записи на слух (музыкальный диктант). 2. То же, что сольмизация (см.
Сольмизация 2б).
Сона, со на, хайди, лаба — китайский духовой язычковый инструмент с коническим стволом, 8-ю игровыми отверстиями и коническим раструбом. Разновидности сонны: большая (дасона) и малая (сяосона) применяются при погребальных и свадебных обрядах, а также в народных ансамблях и оркестрах как сольный и аккомпанирующий инструмент.
Соната (ит.
sonata, от
sonare — звучать) — 1. В XVIII в.— название любого инструментального произведения, в отличие от вокального произведения —
Кантаты (см.). 2. С XVIII в.— произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Свой расцвет жанр сонаты достиг у Бетховена, большой вклад в дальнейшее её развитие внесли Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди, Р. Шуман, Э. Григ, Ф. Лист, А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.
Сонатина (ит.
sonatina) — небольшая соната, отличающаяся от сонаты более простым содержанием, меньшими размерами, относительно небольшой разработкой и большей доступностью для исполнения.
Сонатная форма — форма музыкального произведения, основанная на развитии двух контрастных тем в различных тональностях. Сонатной форме свойственна непрерывность и интенсивность развития, обострение тематических контрастов с последующим сближением и обобщением тем. Основные разделы сонатной формы — экспозиция, разработка, реприза, после которой может следовать кода. Иногда сонатная форма начинается со вступления. Сонатная форма, как правило, является первой частью сонатной циклической формы — симфонии, сонаты, квартета. Классический тип сонатной формы, сформировавшись в творчестве И. Гайдна и В. А. Моцарта, своего наивысшего развития достиг в музыке Л. Бетховена.
Сонатное аллегро — первая часть сонатного цикла, исполняемая в быстром темпе (отсюда название) (см.
Сонатный цикл).
Сонатный цикл, сонатная циклическая форма — форма музыкального произведения, состоящая из трех или четырех частей, обычно первая часть изложена в сонатной форме. Трехчастная сонатная форма характерна для концерта и состоит из сонатного аллегро, медленной средней части и финала. В четырехчастной сонатной циклической форме строятся симфонии, сонаты, трио, квартеты и другие сонатно-симфонические циклы. Четырехчастный сонатный цикл состоит: I часть — сонатная форма, сонатное аллегро; II часть — Анданте или Адажио, в ней используется сложная трехчастная форма, вариации и др.; III часть — Менуэт (или Скерцо) сложная трехчастная форма; IV часть — Финал — сонатная форма, рондо и др. В сонатном цикле встречается перестановка средних частей II часть — Скерцо, III — часть — Анданте.
Соноризм, сонорика, сонористика, сонорная техника (от лат.
sonorus — звонкий, звучный, шумный) — современный метод композиции, использующий красочные звучания, воспринимаемые как высотно недифференцируемые. Классификация сонаризма весьма условна, так как она не позволяет точно разграничить высотность (музыку тонов) и сонорность (музыку звучностей), отделить сонорную технику от несонорной композиторской техники сложно. Сонорную окраску имеют созвучия-кластеры (Г. Коуэл и др.), аккорды и линии (Д. Шостакович, С. Прокофьев, Р. Щедрин и др.). Соноризм оперирует музыкальными шумами, тембровыми пластами, звукокрасочными комплексами, звучаниями без определенной высоты, а также средствами других видов техники. Сфера применения соноризма — произведения, в которых большое значение имеют звукокрасочные эффекты, звуковые явления внешнего мира.
Сопилка — народный духовой инструмент типа продольной флейты. Изготовляется из древесины. Звук сопилки — нежный, похожий на звук флейты. Используется в оркестрах народных инструментов. Распространен на Украине, где черниговский мастер А. Шленчик разработал семейство сопилок. Подобный сопилке инструмент в России называется сопель, в Белоруссии — дудка.
Сопоставление тональностей — см.
Модуляция.
Соппа (от ит.
Zoppa — хромой) — 1. Танец с характерным синкопированным ритмом, напоминающим ритм жиги. 2. Обозначение синкопированного ритма, применявшееся в Италии XVII в.
(ломбардский ритм).
Сопранисты — певцы-кастраты, входившие в состав хоров католической церкви XVI—XVIII вв., а также занимавшие ведущее положение в опере XVIII — начала XIX вв.
Сопрано (ит. soprano — верхний, высший) — 1. Высокий женский голос. Диапазон от с
1 до с
3 (иногда до b
3). Ноты записываются в скрипичном ключе. Существуют колоратурные, лирико-колоратурные, лирические, лирико-драматические и драматические сопрано, различающиеся силой звука и тембром. 2. В учебном курсе гармонии — название верхнего (первого) голоса. 3. Партия в хоре или вокальном ансамбле, состоящая из высоких детских или женских голосов. Для сопрано написаны партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» и Лизы в опере «Пиковая дама» П. Чайковского.
Сопрановый ключ — один из ключей группы
до, показывающий, что нота
до первой октавы (с
1) расположена на первой линейке нотного стана (см.
Ключ).
Сортсико — баскский народный танец-песня в размере 5/8. Ритмы сортсико использовали П. Сарасате, И. Альбенис, М. Равель.
Состенуто (ит. выдержанный, сдержанный, сосредоточенный) — исполнительское обозначение, указывающее на выдерживание звука на одном уровне громкости.
Составные интервалы — интервалы, превышающие октаву. Составные интервалы можно рассматривать как сумму октавы и простого интервала. К составным интервалам относятся: нона (октава + секунда); децима (октава + терция); ундецима (октава + кварта); дуодецима (октава + квинта), терцдецима (октава + секста), квартдецима (октава + септима), квинтдецима (октава + октава).
Соул — вокальная форма, развившаяся из культовой музыки американских негров и заимствовавшая многие элементы ритм энд блюза.
Соул-джаз — дифференцированная форма хард бопа, в которой отражены некоторые элементы культовой музыки американских негров соул-джаз берет начало от фанки.
Социология музыки (от лат.
societa — общество и гр.
logos — слово) — наука о взаимодействии общества и музыки и влияния конкретных форм ее бытования на музыкальное творчество, исполнительство и слушателей. Социология музыки изучает закономерности развития музыкальной культуры, формы музыкальной жизни общества, виды музыкальной деятельности, формирование музыкальных вкусов, потребностей и интересов, закономерности исполнительских трактовок и т. д.
Спикато (ит.
spiccato — отрывать, отделять) — в игре на смычковых инструментах штрих, исполняемый броском смычка на струну для извлечения каждого нового звука.
Спинет (ит.
spinetta) — небольшой клавишный музыкальный инструмент прямоугольной формы, разновидность клавесина.
Спрингданс (от норв.
springe — прыгать) — норвежский крестьянский танец, исполняемый вприпрыжку. Признаки спрингданса — трехдольный размер, ускоряющийся темп, капризная ритмика. Известен спрингданс Э. Грига.
Спиричуэлс, спиричуэл (англ.
spiritual — духовный) — духовные песни американских негров, сочетающие элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика, глиссандовые звучания, экстатичность и др.) со стилистическими чертами хоровых гимнов и баллад английских переселенцев.
Спутник — имитация темы фуги
(Вождя) в квинту или кварту, проводимая в другом голосе (см.
Риспоста).
Средние голоса — все голоса многоголосной музыки, кроме верхнего (мелодии) и нижнего (баса).
Средневековые лады, церковные лады — название восьми (в конце эпохи Возрождения — двенадцати) монодических ладов профессиональной музыки средневековья. Известны три системы обозначения средневековых ладов: 1. Нумерная парная с делением каждого лада на автентический (главный) и плагальный (побочный). 2. Нумерная простая — римскими цифрами от I до VIII. 3. Номинативная (именная) в названиях греческой музыкальной теории: дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийскии, лидийский, гиполидийский, миксолидийский, гипомиксолидийский. Ладовые категории средневековых ладов: финалис (главный конечный тон), амбитус (объем напева) и реперкусса (тон повторения), соотношение которых образует основу структуры каждого из средневековых ладов. В средине XVI в. в систему средневековых ладов вошли еще 4 лада: эолийский, гипоэолийский, ионийский, гипоионийский. С установлением мажоро-минорной системы средневековые лады постепенно утрачивали свое значение, сохраняясь в католическом церковном обиходе.
Средняя певческая форманта — группа обертонов (в полосе от 900 до 1500 Гц), обеспечивающая фонетическую разнокачественность речевых звуков, надежность их слухового различения и помехоустойчивость речевого сигнала. Стабилизация полосы средней певческой форманты обеспечивает сглаживание, выравнивание гласных, сближение качества их звучания при сохранении разборчивости, что является одним из показателей хорошей вокальной школы и высокого певческого мастерства.
Средняя часть — второй раздел (часть) трехчастной формы.
Стабат матер (лат.
Stabat mater dolorosa — стояла мать скорбящая) — одна из средневековых секвенций. С XV в. создавались многочисленные полифонические стабат матер. Выдающиеся образцы — у Ж. Депре, Д. Палестрины, Д. Перголези, И. Гайдна, позднее — у Ф. Шуберта, Ф. Листа, Д. Россини, Д. Верди, А. Дворжака, А. Серова. В XX в. Стабат матер создали К. Шимановский, К. Пендерецкий, Ф. Пуленк.
Ставка — аппликатурный прием игры на виолончели, основанный на прижатии струны внешней боковой стороной большого пальца левой руки. Применение ставки позволяет расширить объем позиции до октавы.
Стаккато (ит. staccato — отрывистый, отделенный) — указание об отрывистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из приемов звукоизвлечения, противоположный легато; обозначается словом staccato или точками, выставленными над (или под) нотами, исполняемыми стаккато.
Старая тональность — тональность, из которой происходит модуляция в другую (новую) тональность.
Старина — см.
Былина.
Старофранцузский ключ — один из ключей группы
соль, показывающий, что нота
соль первой октавы (g
1) находится на первой линейке нотного стана (см.
Ключ).
Степень родства — см.
Родство тональностей.
Стилизация — 1. Воспроизведение в искусстве характерных черт (формы, приемов и т. д.) определенного стиля или направления. 2. Произведение, написанное в подражание какому-либо стилю.
Стиль (лат.
stylus, от гр.
stylos — палочка для письма) — совокупность средств и приемов художественной образности, исторически сложившаяся и отражающая эстетические воззрения различных групп общества определенной эпохи или творческого направления. Понятием стиль определяются значительные этапы развития искусства, его направления и школы (классицизм, романтизм, барокко, рококо или галантный стиль, сентиментализм, веризм, импрессионизм, критический реализм, экспрессионизм, социалистический реализм и т. д., русский стиль, испанский стиль, восточный стиль, негритянский стиль и др.), то есть отражаются характерные признаки национального искусства или искусства определенной этнической группы народов. Кроме того, термином стиль обозначают индивидуальную творческую манеру композитора (стиль В. Моцарта, стиль Бетховена, стиль Прокофьева, стиль Шостаковича и т. д.) или исполнителя (стиль Шаляпина, стиль Рихтера и т. д.).
Столбица — система воспитания музыкального слуха, разработанная и опубликованная в 1923 году болгарским музыкантом-педагогом Б. Тричковым.
Страдания — музыкально-поэтический жанр русского фольклора, разновидность частушки лирического или комедийного содержания, исполняемой в медленном движении, напевной или напевно-речитативной манере. Исполнение страданий обычно сопровождают виртуозной игрой на гармони или балалайке.
Страсти, пассион (лат.
passio — страдание) — вокально-драматическое произведение для солистов, хора и оркестра на религиозный сюжет о страданиях и смерти Христа. В XVI в. Страсти превратились в самостоятельную форму духовной музыки, не входящую в состав чтения «Страстей господних» и достигли наивысшего уровня в творчестве И. С. Баха (особенно в его «Страсти по Матфею»), благодаря глубокому гуманизму содержания, далеко выходящего за рамки церковных догматов.
Стретта (ит.
stretta — сжато) — 1. Проведение темы в фуге, при котором тема вступает в последующем голосе еще до окончания ее в предыдущем (как в каноне). 2. Заключительный эпизод музыкального произведения (концерта) или его части (финал картины или действия в опере), исполняемые в стремительном темпе (напр., стретта Манрико из оперы «Трубадур» Дж. Верди).
Стретто (ит.
stretto — сжатый) — ускорение темпа, доведение его до стремительного.
Строгий стиль — 1. Стиль полифонической музыки, для которого характерна строгая определенность интонационных и ритмических норм (диатоничность, использование натуральных ладов, ритмическая простота, размеренность движения). Строгий стиль типичен для хоровой полифонической музыки а капелла XV—XVI вв. 2. Раздел учебного курса полифонии или контрапункта.
Строй — 1. Соотношение звуков по высоте, выраженное в математических величинах (чистый строй, пифагоров строй, неравномерно-темперированный строй, темперированный строй). 2. Частота колебаний, принятая в качестве эталона для определения высотного положения звучания певческого голоса или музыкального инструмента. 3. Высота настройки струн (на струнном инструменте). 4. Строй транспонирующих инструментов — соотношение между написанной нотой
до (С) и реально звучащим на инструменте звуком. 5. Строй оркестра, ансамбля или хора — степень высотного соответствия звучания инструментов или голосов, исполняющих произведение, зафиксированного в нотах как в целом, так и между голосами и инструментами (напр., «чистый строй», «фальшивый строй»).
Строчное пение — церковное двух-, трех- или четырехголосное пение, возникшее на Руси в XVI в. Основная мелодия строчного пения поручалась среднему голосу («путь»), другие голоса располагались над этой мелодией («верх») и под ней («низ»). Партии строчного пения записывались крюками над текстом, ритм зависел от декламационного склада текста. Во второй половине XVII в. строчное пение было вытеснено партесным пением.
Струна — упругая нить, натянутая на музыкальном инструменте и служащая источником звука. Высота звучания струны зависит от ее длины, величины натяжения и качества материала, из которого она изготовлена. В современных музыкальных инструментах применяют металлические, жильные, шелковые, синтетические струны. Для получения низких звуков применяются струны обвитые тонкой проволокой (канителью).
Струнное трио — 1. Камерный ансамбль, в который входят скрипка, альт и виолончель. 2. Произведение в форме сонатного цикла для трех инструментов.
Струнные инструменты — инструменты, в которых источником звука является струна. По способу звукоизвлечения струнные интструменты делятся на щипковые, смычковые и клавишные (ударные и щипковые).
Струнный квартет — 1. Наиболее распространенный вид камерного ансамбля, состоящий из четырех смычковых инструментов (двух скрипок, альта и виолончели). 2. Произведение в форме сонатного цикла для четырех струнных инструментов (1).
Струнный квинтет — 1. Камерный ансамбль, состоящий из пяти струнных инструментов (две скрипки, два альта, виолончель; или две скрипки, альт, две виолончели). 2. Произведение в форме сонатного цикла для пяти струнных инструментов.
Струнный оркестр — коллектив, состоящий из исполнителей на смычковых инструментах. Включает 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Для такого состава писали музыку В. Моцарт, Э. Григ, Н. Мясковский, Б. Бриттен, Б. Барток, К. Пендерецкий и др.
Струнодержатель — см.
Подгрифок.
Ступени лада — звуки лада, имеющие порядковые номера от тоники вверх. Обозначаются римскими цифрами и имеют такие названия: I — нижняя тоника; II — верхний вводный тон; III — верхняя медианта; IV — субдоминанта; V — доминанта; VI — нижняя медианта; VII — нижний вводный тон; VIII — верхняя тоника. По функциональному значению I, IV и V ступени являются главными, II, III, VI и VII — побочными. Ступени отсчитываются также от любого звука на определенные интервалы (см.
Интервал).
Ступень — местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда, а также сам тон. Каждая ступень в мажоро-минорной системе имеет свой порядковый номер, определенное слоговое наименование
(до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или соответствующее буквенное обозначение (с, d, e, f, g, a, h). Ступени входят в состав гаммы, лада, звукоряда.
Субдоминанта (лат.
subdominanta— нижняя, господствующая) — 1. Четвертая ступень мажорного или минорного лада. Обозначается римской цифрой IV или латинской буквой S. 2. Принятое в гармонии название трезвучия, построенного на IV ступени лада.
Субдоминант септаккорд — септаккорд, построенный на II ступени лада.
Субито — термин, обозначающий внезапное, без плавного перехода изменение динамики, темпа и др.
Субконтроктава — самая нижняя часть музыкального звукоряда. Звуки субконтроктавы обозначаются: а) в басовом ключе от ноты
си на шестой добавочной линейке снизу и вниз до ноты
до включительно; б) латинскими прописными буквами с цифрой 2 справа внизу (напр., А
2, В
2, С
2); в) слоговыми названиями с прописной буквы с цифрой 2 внизу справа (До
2, Ре
2, Ми
2 и т. д.).
Субмедианта (от лат.
sub — под и медианта). 1. Обозначение звука VI ступени мажорного или минорного лада. 2. Название трезвучия, построенного на VI ступени лада.
Субмотив — мельчайшая поддающаяся выделению часть мотива, обладающая элементарной смысловой и образной самостоятельностью.
Субретка — театральное амплуа. Бойкая, остроумная, находчивая девушка, активно участвующая в любовной интриге молодых героев (напр., Сюзанна в оп. «Свадьба Фигаро» В. Моцарта).
Субсистема, подсистема — периферийная ладотональная ячейка, входящая в тональность как общую систему (см.
Переменные функции, отклонение).
Сурдина (ит.
sordino, от
sordo — глухой) — приспособление, применяемое для ослабления звучания смычковых, духовых, ударных инструментов. В фортепиано те же функции выполняет
модератор (см.).
Сурма — старинный украинский духовой музыкальный инструмент, изготовленный из дерева.
Сутартине — литовские старинные женские трудовые народные песни. Древнейшие сутартине — эпические, позднейшие — лирические. Исполняются тремя певцами в форме канона. Сутартине использовали литовские композиторы — С. Вайнюнас, Б. Дварионас, Ю. Юзелюнас и др.
Сфорцандо (от ит.
sforzare — напрягать силы) — внезапное резкое динамическое акцентирование отдельных звуков или аккордов.
Сцена (лат.
scaena) — 1. Место для театрального представления. 2. Часть спектакля, объединенная определенной драматической ситуацией и составом действующих лиц.
Сценарий (от лат.
scaena) — 1. Детальное изложение содержания балета с описанием танцевальных и мимических номеров. 2. Драматургический план либретто (в опере, оперетте).
Сценический оркестр — духовой оркестр, участвующий в сценическом действии непосредственно на сцене (см.
Банда).
Сюита (фр.
suite — последовательность, продолжение) — 1. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных художественным замыслом. Части сюиты обычно контрастируют между собой, являясь порознь завершенными пьесами со своим содержанием и построением. В XVII—XVIII вв. сюита объединяла четыре танцевальные пьесы — аллеманду, куранту, сарабанду и жигу, позднее в состав сюиты вошли как танцевальные номера (менуэт, бурре, гавот, полонез и т. д.), так и такие пьесы, как ария, рондо, прелюдия, каприччио, увертюра и др. В XIX—XX вв. появились сюиты нового типа — программные («Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. Мусоргского), сюиты на основе музыки балетов, опер, кинофильмов. 2. Хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных одной схемой.
Сямисэн, шамисэн — японский трехструнный щипковый инструмент, родственный лютне. Строй — квартовый или кварто-квинтовый.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я