Отзывы
«Посылку получил во вторник, вскрыли сегодня. Гитара отличного качества а Ижевский завод не разучился делать качественные гитары. Посылка дошла без повреждений, упаковка отличная. Спасибо Вам большое. Желаю Вам удачи и успеха в делах!»


Евгений Ростов-...

«Спасибо, всё получил. Весьма доволен! Успехов Вам!»


В.А. Петроза...

Все понравилось!!!
«Все пришло, все понравилось, спасибо!!!
90614000 Latino CB 4 Charanga Bell Ковбел 4'', латунь, Sonor ...»


Яша Б. Великий...

«Спасибо!Гитара дошла хорошо!в целости и сохранности!»


Алла Сахалин

«Спасибо, ноты получила. Очень довольна ) Вам Успехов в работе!»


Лариса В. Севасто...

Музыкальные термины на букву С (продолжение)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Соль (sol) — 1. Одно из слоговых названий звуков (то же, что G или g). 2. Строй транспонирующих инструментов (in G), звучащих на 21/2 тона ниже, чем написано (альтовая флейта). 3. Название ключа.
Соль бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является соль бемоль (то же, что Ges-dur). Имеет шесть бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль, до). Энгармонически равна фа-диез мажору.
Соль диез  минор — минорная тональность, тоникой которой является соль-диез (то же, что gis-moll). Имеет пять диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля).
Соль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является соль (то же, что G-dur). Имеет один диез в ключе (фа).
Сольмизация (от лат. solmi — обозначение перехода из одного услов­ного звукоряда в другой).— 1. Система слоговых названий музыкаль­ных звуков, предложенная в XI в. Гвидо д'Ареццо (ut, re, mi, fa, sol, la, si). 2. Пение с называнием звуков: а) абсолютная сольмизация — пение с называнием нот (сольфеджио); б) относительная сольмизация — пение с называнием условных слогов. 3. Ритмическое чтение названий нот без пения.
Соль минор — минорная тональность,   тоникой которой   является соль (то же, что g-moll). Имеет два бемоля в ключе (си, ми).
Сольфеджио  (ит. solfeggio, от solfa — ноты) — 1. Учебная вокально-хо­ровая дисциплина, содействующая развитию музыкального слуха учащихся. Курс сольфеджио состоит из вокальных упражнений, исполняемых по нотам с произнесением их слоговых названий (сольфеджирование), слухового анализа музыки и ее записи на слух (музыкальный диктант). 2. То же, что сольмизация (см. Сольмизация 2б).
Сона, со на, хайди, лаба — китайский духовой язычковый инструмент с коническим стволом, 8-ю игровыми отверстиями и коническим рас­трубом. Разновидности сонны: большая (дасона) и малая (сяосона) применяются при погребальных и свадебных обрядах, а также в на­родных ансамблях и оркестрах как сольный и аккомпанирующий ин­струмент.
Соната   (ит. sonata, от sonare — звучать) — 1. В XVIII в.— название любого инструментального произведения, в отличие от вокального произведения — Кантаты (см.). 2. С XVIII в.— произведение для од­ного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Свой расцвет жанр сонаты достиг у Бетховена, большой вклад в даль­нейшее её развитие   внесли Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди, Р. Шуман, Э. Григ, Ф. Лист, А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Про­кофьев, Д. Шостакович и др.
Сонатина  (ит. sonatina) — небольшая соната, отличающаяся от сонаты более простым содержанием, меньшими размерами, относительно небольшой разработкой и большей доступностью для исполнения.
Сонатная  форма — форма музыкального произведе­ния, основанная на развитии двух контрастных тем в различных тональностях. Сонатной форме свойственна непрерывность и интенсивность раз­вития, обострение тематических контрастов с последующим сближе­нием и обобщением тем. Основные разделы сонатной формы — экспозиция, раз­работка, реприза, после которой может следовать кода. Иногда сонатная форма начинается со вступления. Сонатная форма, как правило, является первой частью сонатной циклической формы — симфонии, сонаты, квартета. Клас­сический тип сонатной формы, сформировавшись в творчестве И. Гайдна и В. А. Моцарта, своего наивысшего развития достиг в музыке Л. Бет­ховена.
Сонатное аллегро — первая часть сонатного цикла, исполняемая в быст­ром темпе (отсюда название) (см. Сонатный цикл).
Сонатный цикл, сонатная циклическая форма — форма музыкального произведения, состоящая из трех или четырех частей, обычно первая часть изложена в сонатной форме. Трехчастная сонатная форма характерна для концерта и состоит из сонатного аллегро, медленной средней части и финала. В четырехчастной сонатной циклической форме строятся симфонии, сона­ты, трио, квартеты и другие сонатно-симфонические циклы. Четырехчастный сонатный цикл состоит: I часть — сонатная форма, сонатное аллегро; II часть — Анданте или Адажио, в ней используется сложная трехчастная форма, вариации и др.; III часть — Менуэт (или Скерцо) сложная трехчастная форма; IV часть — Финал — сонатная форма, рондо и др. В сонатном цикле встречается перестановка средних частей II часть — Скерцо, III — часть — Анданте.
Соноризм, сонорика, сонористика, сонорная техника (от лат. sonorus — звонкий, звучный, шумный) — современный метод композиции, ис­пользующий красочные звучания, воспринимаемые как высотно не­дифференцируемые. Классификация  сонаризма  весьма условна, так как она не позволяет точно разграничить высотность (музыку тонов) и сонорность (музыку звучностей), отделить сонорную технику от несо­норной композиторской техники сложно. Сонорную окраску имеют созвучия-кластеры (Г. Коуэл и др.), аккорды и линии (Д. Шоста­кович, С. Прокофьев, Р. Щедрин и др.). Соноризм оперирует музыкальными шумами, тембровыми пластами, звукокрасочными комплексами, зву­чаниями без определенной высоты, а также средствами других видов техники. Сфера применения соноризма — произведения, в которых большое значение имеют звукокрасочные эффекты, звуковые явления внеш­него мира.
Сопилка — народный духовой инструмент типа продольной флейты. Из­готовляется  из  древесины.   Звук сопилки — нежный,   похожий   на   звук флейты. Используется в оркестрах народных инструментов. Распро­странен на Украине, где черниговский мастер   А. Шленчик   разработал се­мейство сопилок. Подобный сопилке инструмент в России называется сопель, в Белоруссии — дудка.
Сопоставление тональностей — см. Модуляция.
Соппа  (от ит. Zoppa — хромой) — 1. Танец с характерным синкопиро­ванным ритмом, напоминающим ритм жиги. 2. Обозначение синко­пированного ритма, применявшееся в Италии XVII в. (ломбардский ритм).
Сопранисты — певцы-кастраты, входившие в состав хоров католической церкви XVI—XVIII вв., а также занимавшие ведущее положение в опере XVIII — начала XIX вв.
Сопрано (ит. soprano — верхний, высший) — 1. Высокий женский голос. Диапазон от с1 до с3 (иногда до b3). Ноты записываются в скрипич­ном ключе. Существуют колоратурные, лирико-колоратурные, лири­ческие, лирико-драматические и драматические сопрано, различаю­щиеся силой звука и тембром. 2. В учебном курсе гармонии — на­звание верхнего (первого) голоса. 3. Партия в хоре или вокальном ансамбле, состоящая из высоких детских или женских голо­сов. Для сопрано написаны партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» и Лизы в опере «Пиковая дама» П. Чайковского.
Сопрановый ключ — один из ключей группы до, показывающий, что нота до первой октавы (с1) расположена на первой линейке нотного ста­на (см. Ключ).
Сортсико — баскский народный танец-песня в размере 5/8. Ритмы сортсико ис­пользовали П. Сарасате, И. Альбенис, М. Равель.
Состенуто   (ит. выдержанный, сдержанный, сосредоточенный) — испол­нительское обозначение, указывающее на выдерживание звука на одном уровне громкости.
Составные интервалы — интервалы, превышающие октаву. Составные интервалы можно рассматривать как сумму октавы и простого интервала. К составным интервалам от­носятся: нона (октава + секунда); децима (октава + терция); унде­цима (октава + кварта); дуодецима (октава + квинта), терцдецима (октава + секста), квартдецима (октава + септима), квинтдецима (октава + октава).
Соул — вокальная форма, развившаяся из культовой музыки амери­канских негров и заимствовавшая многие элементы ритм энд блюза.
Соул-джаз — дифференцированная форма хард бопа, в которой отраже­ны некоторые элементы культовой музыки американских негров соул-джаз берет начало от фанки.
Социология музыки (от лат. societa — общество и гр. logos — слово) — наука о взаимодействии общества и музыки и влияния конкретных форм ее бытования на музыкальное творчество, исполнительство и слушателей. Социология музыки изучает закономерности развития музыкальной культуры, формы музыкальной жизни общества, виды музыкальной деятельности, формирование музыкальных вкусов, потребностей и интересов, закономерности исполнительских трактовок и т. д.
Спикато (ит. spiccato — отрывать, отделять) — в игре на смычковых ин­струментах штрих, исполняемый броском смычка на струну для из­влечения каждого нового звука.
Спинет (ит. spinetta) — небольшой клавишный музыкальный инструмент прямоугольной формы, разновидность клавесина.
Спрингданс  (от норв. springe — прыгать) — норвежский крестьянский танец, исполняемый вприпрыжку. Признаки спрингданса — трехдольный размер, ускоряющийся темп, капризная ритмика. Известен спрингданс Э. Грига.
Спиричуэлс,  спиричуэл (англ. spiritual — духовный) — духовные песни американских негров, сочетающие элементы африканских исполни­тельских традиций (коллективная импровизация, характерная ритми­ка, глиссандовые звучания, экстатичность и др.) со стилистическими чертами хоровых гимнов и баллад английских переселенцев.
Спутник — имитация темы фуги (Вождя) в квинту или кварту, прово­димая в другом голосе (см. Риспоста).
Средние голоса — все голоса многоголосной музыки, кроме верхнего (ме­лодии) и нижнего (баса).
Средневековые лады, церковные лады — название восьми (в конце эпо­хи Возрождения — двенадцати) монодических ладов профессиональ­ной музыки средневековья. Известны три системы обозначения средневековых ладов: 1. Нумерная парная с делением каждого лада на автентический (главный) и плагальный (побочный). 2. Нумерная простая — рим­скими цифрами от I до VIII. 3. Номинативная (именная) в назва­ниях греческой музыкальной теории: дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийскии, лидийский, гиполидийский, миксолидийский, гипомиксолидийский. Ладовые категории средневековых ладов: финалис (глав­ный конечный тон), амбитус (объем напева) и реперкусса (тон повторения), соотношение которых образует основу структуры каж­дого из средневековых ладов. В средине XVI в. в систему средневековых ладов вошли еще 4 лада: эолийский, гипоэолийский, ионийский, гипоионийский. С установле­нием мажоро-минорной системы средневековые лады постепенно утрачивали свое значение, сохраняясь в католическом церковном обиходе.
Средняя певческая форманта — группа обертонов (в полосе от 900 до 1500 Гц), обеспечивающая фонетическую разнокачественность рече­вых звуков, надежность их слухового различения и помехоустойчи­вость речевого сигнала. Стабилизация полосы средней певческой форманты обеспечивает сглаживание, выравнивание гласных, сближение качества их звуча­ния при сохранении разборчивости, что является одним из показа­телей хорошей вокальной школы и высокого певческого мастерства.
Средняя часть — второй раздел (часть) трехчастной формы.
Стабат матер (лат. Stabat mater dolorosa — стояла мать скорбящая) — одна из средневековых секвенций. С XV в. создавались многочислен­ные полифонические стабат матер. Выдающиеся образцы — у Ж. Депре, Д. Палестрины, Д. Перголези, И. Гайдна, позднее — у Ф. Шуберта, Ф. Листа, Д. Россини, Д. Верди, А. Дворжака, А. Серова. В XX в. Стабат матер создали К. Шимановский, К. Пендерецкий, Ф. Пуленк.
Ставка — аппликатурный   прием   игры   на   виолончели,   основанный   на прижатии струны внешней боковой стороной большого пальца левой руки. Применение ставки позволяет рас­ширить объем позиции до октавы.                                                           
Стаккато (ит. staccato — отрывистый, отделенный) — указание об отры­вистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из приемов звукоизвлечения, противоположный легато; обозначается словом staccato или точками, выставленными над (или под) нотами, испол­няемыми стаккато.
Старая  тональность — тональность, из которой происходит модуляция в другую (новую) тональность.
Старина — см. Былина.
Старофранцузский ключ — один из ключей группы соль, показывающий, что нота соль первой октавы (g1) находится на первой линейке нотного стана (см. Ключ).
Степень родства — см. Родство тональностей.
Стилизация — 1. Воспроизведение в искусстве характерных черт (фор­мы, приемов и т. д.) определенного стиля или направления. 2. Про­изведение, написанное в подражание какому-либо стилю.
Стиль   (лат. stylus, от гр. stylos — палочка для письма) — совокуп­ность средств и приемов художественной образности, исторически сложившаяся и отражающая эстетические воззрения различных групп общества определенной эпохи или творческого направления. Поняти­ем стиль  определяются значительные этапы развития искусства, его направления и школы (классицизм, романтизм, барокко, рококо или галантный стиль, сентиментализм, веризм, импрессионизм, критический реализм, экспрессионизм, социалистический реализм и т. д., русский стиль, испанский стиль, восточный стиль, негритянский стиль и др.), то есть отражаются характерные признаки национального искусства или ис­кусства определенной этнической группы народов. Кроме того, тер­мином стиль обозначают индивидуальную творческую манеру компози­тора (стиль В. Моцарта, стиль Бетховена, стиль Прокофьева, стиль Шостаковича и т. д.) или исполнителя (стиль Шаляпина, стиль Рихтера и т. д.).
Столбица — система воспитания музыкального слуха, разработанная и опубликованная в 1923 году болгарским музыкантом-педагогом Б. Тричковым.  
Страдания — музыкально-поэтический жанр русского фольклора, разно­видность частушки лирического или комедийного содержания, исполняемой в медленном движении, напевной или напевно-речитатив­ной манере. Исполнение страданий обычно сопровождают виртуозной игрой на гармони или балалайке.
Страсти,   пассион (лат. passio — страдание) — вокально-драматическое произведение для солистов, хора и оркестра на религиозный сюжет о страданиях и смерти Христа. В XVI в. Страсти превратились в само­стоятельную форму духовной музыки, не входящую в состав чтения «Страстей господних» и достигли наивысшего уровня в творчестве И. С. Баха (особенно в его «Страсти по Матфею»), благодаря глубокому гуманизму содержания, далеко выходящего за рамки церковных догматов.
Стретта  (ит. stretta — сжато) — 1. Проведение темы в фуге, при кото­ром тема вступает в последующем голосе еще до окончания ее в предыдущем (как в каноне). 2. Заключительный эпизод музыкаль­ного произведения (концерта) или его части (финал картины или действия в опере), исполняемые в стремительном темпе (напр., стретта Манрико из оперы «Трубадур» Дж. Верди).
Стретто   (ит. stretto — сжатый) — ускорение темпа, доведение его до стремительного.
Строгий стиль — 1. Стиль полифонической музыки, для которого харак­терна строгая определенность интонационных и ритмических норм (диатоничность, использование натуральных ладов, ритмическая про­стота, размеренность движения). Строгий стиль типичен для хоровой полифо­нической музыки а капелла XV—XVI вв. 2. Раздел учебного курса полифонии или контрапункта.
Строй — 1. Соотношение звуков по высоте, выраженное в математиче­ских величинах (чистый строй, пифагоров строй, неравномерно-тем­перированный строй, темперированный строй). 2. Частота колебаний, принятая в качестве эталона для определения высотного положения звучания певческого голоса или музыкального инструмента.  3. Высота настройки струн (на струнном инструменте). 4. Строй транс­понирующих инструментов — соотношение между написанной но­той до (С) и реально звучащим на инструменте звуком. 5. Строй оркестра, ансамбля или хора — степень высотного соответствия звучания инструментов или голосов, испол­няющих произведение, зафиксированного в нотах как в целом, так и между голосами и инструментами (напр., «чистый строй», «фаль­шивый строй»).
Строчное  пение — церковное двух-, трех- или четырехголосное пение, возникшее на Руси в XVI в. Основная мелодия строчного пения поручалась сред­нему голосу («путь»), другие голоса располагались над этой мело­дией («верх») и под ней («низ»). Партии строчного пения записывались крюка­ми над текстом, ритм зависел от декламационного склада текста. Во второй половине XVII в. строчное пение было вытеснено партесным пением.
Струна — упругая нить, натянутая на музыкальном инструменте и слу­жащая источником звука. Высота звучания струны зависит от ее длины, величины натяжения и качества материала, из которого она изго­товлена. В современных музыкальных инструментах применяют ме­таллические, жильные, шелковые, синтетические струны. Для получения низких звуков применяются струны обвитые тонкой проволокой (канителью).
Струнное  трио — 1. Камерный ансамбль, в который входят скрипка, альт и виолончель. 2. Произведение в форме сонатного цикла для трех инструментов.
Струнные инструменты — инструменты, в которых источником звука яв­ляется струна. По способу звукоизвлечения струнные интструменты делятся на щипко­вые, смычковые и клавишные (ударные и щипковые).
Струнный квартет — 1. Наиболее распространенный вид камерного ан­самбля, состоящий из четырех смычковых инструментов (двух скри­пок, альта и виолончели). 2. Произведение в форме сонатного цикла для четырех струнных инструментов (1).
Струнный квинтет — 1. Камерный ансамбль, состоящий из пяти струн­ных инструментов (две скрипки, два альта, виолончель; или две скрипки, альт, две виолончели). 2. Произведение в форме сонатного цикла для пяти струнных инструментов.
Струнный оркестр — коллектив, состоящий из исполнителей на смычко­вых инструментах. Включает 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Для такого состава писали музыку В. Моцарт, Э. Григ, Н. Мясковский, Б. Бриттен, Б. Барток, К. Пендерецкий и др.
Струнодержатель — см. Подгрифок.
Ступени  лада — звуки лада, имеющие порядковые номера от тоники вверх. Обозначаются римскими цифрами и имеют такие названия: I — нижняя тоника; II — верхний вводный тон; III — верхняя ме­дианта; IV — субдоминанта; V — доминанта; VI — нижняя медиан­та; VII — нижний вводный тон; VIII — верхняя тоника. По функ­циональному значению I, IV и V ступени являются главными, II, III, VI и VII — побочными. Ступени отсчитываются также от любого звука на определенные интервалы (см. Интервал).
Ступень — местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда, а также сам тон. Каждая ступень в мажоро-минорной системе имеет свой порядковый номер, определенное слоговое наименование (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или соответствующее буквенное обозначение (с, d, e, f, g, a, h). Ступени входят в состав гаммы, лада, звукоряда.  
Субдоминанта  (лат. subdominanta— нижняя, господствующая) — 1. Че­твертая ступень мажорного или минорного лада. Обозначается рим­ской цифрой IV или латинской буквой S. 2. Принятое в гармонии название трезвучия, построенного на IV ступени лада.
Субдоминант септаккорд — септаккорд, построенный   на II ступени лада.
Субито — термин, обозначающий внезапное, без плавного перехода из­менение динамики, темпа и др.
Субконтроктава — самая нижняя часть музыкального звукоряда. Звуки субконтроктавы обозначаются: а) в басовом ключе от ноты си на шестой доба­вочной линейке снизу и вниз до ноты до включительно; б) латин­скими прописными буквами с цифрой 2 справа внизу (напр., А2, В2, С2); в) слоговыми названиями с прописной буквы с цифрой 2 внизу справа (До2, Ре2, Ми2 и т. д.).
Субмедианта   (от лат. sub — под и медианта). 1. Обозначение звука VI ступени мажорного или минорного лада. 2. Название трезвучия, построенного на VI ступени лада.
Субмотив — мельчайшая поддающаяся выделению часть мотива, обла­дающая элементарной смысловой и образной самостоятельностью.
Субретка — театральное амплуа. Бойкая, остроумная, находчивая де­вушка, активно участвующая в любовной интриге молодых героев (напр., Сюзанна в оп. «Свадьба Фигаро» В. Моцарта).
Субсистема,  подсистема — периферийная ладотональная ячейка, входя­щая в тональность как общую систему (см. Переменные функции, отклонение).
Сурдина   (ит. sordino, от sordo — глухой) — приспособление, применяемое для ослабления звучания смычковых, духовых, ударных инструментов. В фортепиано те же функции вы­полняет модератор (см.).
Сурма — старинный украинский духовой музыкальный инстру­мент, изготовленный из дерева.
Сутартине — литовские старинные женские трудовые народные песни. Древнейшие сутартине — эпические, позднейшие — лиричес­кие. Исполняются тремя певцами в форме канона. Сутартине использовали литовские композиторы — С. Вайнюнас, Б. Дварионас, Ю. Юзелюнас и др.
Сфорцандо    (от ит. sforzare — напрягать силы) — внезапное резкое динамическое акцентирование отдельных звуков или аккордов.
Сцена  (лат. scaena) — 1. Место для театрального представле­ния. 2. Часть спектакля, объединенная определенной дра­матической ситуацией и составом действующих лиц.
Сценарий (от лат. scaena) — 1. Детальное изложение содержа­ния балета с описанием танцевальных и мимических но­меров. 2. Драматургический план либретто (в опере, опе­ретте). 
Сценический  оркестр — духовой оркестр, участвующий в сце­ническом действии непосредственно на сцене (см. Банда).
Сюита   (фр. suite — последовательность,   продолжение) — 1. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных художественным замыслом. Части сюиты обычно контрастируют между собой, являясь порознь завершенными пьесами со своим содержанием и построением. В XVII—XVIII вв. сюита объединя­ла четыре танцевальные пьесы — аллеманду, куранту, сарабанду и жигу, позднее в состав сюиты вошли как танцевальные номера (менуэт, бурре, гавот, полонез и т. д.), так и такие пьесы, как ария, рондо, прелюдия, каприччио, увертюра и др. В XIX—XX вв. появились сюиты нового типа — программные («Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. Мусоргского), сюиты на основе музыки балетов, опер, кинофильмов. 2. Хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных одной схемой.
Сямисэн, шамисэн — японский трехструнный щипковый инструмент, род­ственный лютне. Строй — квартовый или кварто-квинтовый.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100STRUN.RU - создай свою музыку! © 2018