Ключевые знаки — знаки альтерации, выписанные возле ключа и показывающие тональность произведения или его частей. Ключевые знаки могут изменяться в случае смены тональности, а также внутри текста. В первом случае прежние знаки отменяются бекарами, а вместо них выставляются новые ключевые знаки; во втором — ставится бекар, действие которого ограничивается тактом.
Кобза — 1. Старинный украинский народный струнный щипковый инструмент, имеющий от 5 до 16 струн и приструнков; звук извлекается при помощи плектра. В XVIII в. кобза была вытеснена более совершенной бандурой. 2. Струнный щипковый инструмент молдавско-румынского происхождения с четырьмя струнами. Строй квартовый, играют плектром. Используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент в Молдавии, Румынии и Венгрии.
Кобзарь — в XVII—XIX вв. украинский странствующий певец-музыкант, исполнявший свои песни, думы в сопровождении кобзы или бандуры.
Кобыз (каз.), кобуз (узб.) — струнный, смычковый инструмент с ковшеобразным корпусом, дугообразной шейкой без ладов и плоской головкой из дерева. По звуку напоминает виолончель. Строй квартовый. На кобызе исполняют кю, аккомпанируют пению. Кобыз входит в состав ансамблей и оркестров народных инструментов.
Кобылка — устаревшее название подставки для струн у скрипки, альта, виолончели, домры, гитары, контрабаса.
Кода (итал.
an coda, от лат.
cauda — хвост) — заключительный раздел музыкального произведения, его окончание, не принадлежащее к основной схеме строения формы произведения и следующее за последним из основных разделов.
Кодетта (ит.
codetta — маленькая кода) — 1. Небольшая по размеру кода. 2. Модулирующая одноголосная связка в экспозиции фуги между темой и противосложением перед вступлением ответа в следующем голосе. Кодетта необходима в том случае, когда последний звук темы непосредственно не соединяется с первым звуком ответа. Кодетта бывает двухголосная (перед вступлением третьего голоса) и трехголосная (перед вступлением четвертого голоса).
Коза — украинское и польское название пневматического музыкального инструмента, похожего на волынку.
Кокле — латышский струнный щипковый инструмент, похожий на канклес, кантеле и гусли звончатые. На кокле играют соло, аккомпанируют пению. Кокле входит в ансамбль народных инструментов.
Колебания — более или менее точно повторяющиеся изменения состояний вибратора. Колебания являются непосредственным источником музыкального звука. Они характеризуются амплитудой — величиной отклонения вибратора от положения равновесия, временем, за которое совершается полное колебания и частотой колебаний в единицу времени (секунду). Колебания образуют дополнительные звуки (см.
Обертоны), в совокупности дающие натуральный звукоряд. Определяют тембр звука. От источника звука колебания распространяются, главным образом, через воздушную среду.
Колено — законченная или относительно законченная часть простой двух- или трехчастной формы. Первое колено — первый период; второе колено — вторая часть простой двух - или трехчастной формы; третье колено — реприза простой трехчастной формы.
Количественная (или ступеневая) величина интервала — количество ступеней, входящих в состав интервала от его основания до вершины (включительно), иначе — ступеневая величина интервала. Название интервала определяется именно количественной величиной интервала (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т. д.).
Коллаж (фр.
collage — наклеивание) — особая форма использования композитором фрагментов из собственных произведений или произведений других композиторов. Для коллажа характерно механическое сочетание стилистически разнородных элементов, создающих впечатление парадоксальной несовместимости. Примеры коллажа встречаются в творчестве И. Гайдна, И. С. Баха, В. Моцарта, Г. Генделя и др.
Коло — старинный хороводный танец западных и южных славян.
Колодка, колодочка — часть смычка, предназначенная для регулировки натяжения волос смычка при помощи специального винта.
Колок — деревянный, пластмассовый или металлический стержень, к которому прикрепляются струны музыкальных инструментов. При помощи вращения колка можно увеличивать или уменьшать натяжение струн, т. е. настраивать инструмент.
Колокол — ударный сигнальный инструмент в форме полой, срезанной снизу груши из бронзы, внутри которой подвешен язык (ударник). Звон колоколов является частью церковных обрядов, применялся для созыва населения (вечевой колокол), сбора войск (набат). При помощи набора колоколов исполнялись различные ритмические и мелодические последовательности (см.
Куранты).
Колокола — ударный инструмент, комплект металлических трубок — колоколов различного размера, свободно подвешенных на перекладине и относительно точно настроенных. Полный комплект колоколов — хроматический звукоряд в две октавы от
С до с
1. Звук извлекают колотушкой.
Колокольчики (ит.
campanelli) — 1. Оркестровый ударный музыкальный инструмент, представляющий собой от 25 до 32 металлических пластинок, свободно закрепленных на брусках в два ряда. Звук извлекают при помощи специальных молоточков. В оркестровых колокольчиках устроена клавиатура фортепианного типа.
Коломыйка — 1. Шуточная украинская народная песня, родственная русской частушке; распространена в Западной Украине (на Буковине и в Закарпатье). Размер 2/4 темп оживленный. 2. Народный украинский танец гуцульского происхождения. Название происходит от города Коломыя.
Колоратура (ит.
coloratura — украшение) — 1. Мелодические украшения, используемые в вокальной музыке. 2. Способность голоса исполнять сложные мелодические украшения.
Колоратурное сопрано — самый высокий женский голос, отличающийся особой подвижностью и легкостью звучания. Диапазон от с
1 до f
3, иногда до h
3, с
4. Для такого голоса написаны партии Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди, Лакме в одноименной опере Л. Делиба, Шемаханской царицы в опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, Йолан в опере «Милана» Г. Майбороды.
Колорирование (от лат.
colorare — украшать) — мелизматическое украшение верхних голосов в музыке позднего средневековья с помощью орнаментального преобразования более простой основы, родственное диминуции.
Колыбельная — песня для убаюкивания ребенка. Колыбельная — один из наиболее распространенных жанров народной, а с XVIII в.— и профессиональной вокальной (Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Алябьев, М. Глинка, П. Чайковский и др.) музыки. С XIX в. этот жанр получил распространение и в инструментальной (Ф. Шопен, И. Брамс, Э. Григ, К. Дебюсси, А. Рубинштейн, М. Равель, И. Стравинский, П. Чайковский и др.) музыке. Для К. характерны спокойное, замедленное движение, повторы попевок и ритмических фигур.
Колядка — старинная славянская обрядовая песня, исполняемая во время празднования Нового года. На Украине распространена разновидность колядки — щедривка, исполняемая группой девушек или детей.
Комбо — инструментальный джазовый ансамбль (до 8 музыкантов) в современных джазовых коллективах.
Комбоусилитель (разг. комбик) — устройство сочетающее в себе гитарный усилитель и динамик. Часто имеет встроенный процессор эффектов.
Комедия дель арте, комедия масок — вид итальянского театра эпохи Возрождения, спектакли которого создавались на основе сюжетной схемы сценария импровизационно. Традиции комедия дель арте были восприняты и развиты оперой-буффа.
Комедия-балет — театральный жанр, объединяющий диалог, танец, пантомиму, инструментальное, вокальное и изобразительное искусство. Создателем комедии-балета был Ж. Мольер, совместно с Ж. Люлли, М. Шарпантье, П. Бошаром и К. Виграни осуществивший постановку своих комедий-балетов. «Брак по принуждению», «Мещанин во дворянстве» и др. Комедия-балет оказала значительное влияние на развитие французского музыкального театра, в частности комической оперы XVIII в. и пантомимного балета.
Комическая опера — опера комедийного содержания. В XVIII в. существовало много разновидностей комической оперы: опера-буфф в Италии; балладная опера в Англии; опера-комик во Франции; зингшпиль — в Германии и Австрии; комическая опера на Украине и в России и т. д. Отдельные виды комической оперы исполнялись с разговорными диалогами. Комической опере родственны водевиль, оперетта, мюзикл.
Комма (гр.
komma, буквально — отрезок) — в музыкальной акустике минимальный (менее 1/8 целого тона) интервал, едва различимый на слух. Пифагорова комма равна приблизительно 1/9 целого тона. Дидимова или синтоническая комма равна приблизительно 1/10 целого тона; выражает разницу между пифагорийским и чистым строем.
Коммерческий джаз — музыка преимущественно танцевального характера, использующая некоторые средства выразительности джаза, продукт развлекательной индустрии.
Композитор (лат.
compositor — автор, творец) — человек, сочиняющий музыку, автор музыкальных произведений.
Композиция (лат.
compositio — составление, размещение) — 1. Процесс музыкального творчества. 2. Завершенное музыкальное произведение. 3. Построение музыкального произведения, расположение и соотношение его частей. 4. Учебный предмет, преподаваемый в консерваториях.
Компримарио (от лат.
cum — с ит.
primario — главный) — оперный певец, исполняющий второстепенные партии.
Комуз — 1. Киргизский струнный щипковый инструмент. 2. Дагестанский язычковый музыкальный инструмент, похожий на гармонику.
Конга, тумба (ит.
conga) — ударный инструмент латиноамериканского происхождения из семейства мембранофонов. Имеет форму суженного книзу цилиндра. Звук низкий и глухой, извлекается ладонями или пальцами. Используется в танцевальной музыке.
Кондак (гр.
kontaktion) — короткое песнопение православной церкви, прославляющее бога, богоматерь или святых.
Кондакарная нотация — один из старинных видов безлинейной нотной записи, существовавший на Руси в XI—XIV вв. наряду с крюками.
Кондакарное пение — стиль виртуозного мелизматического пения, культивировавшийся в Киевской Руси и применявшийся при пении кондаков.
Кондакарь — древнерусская певческая книга, название которой связано с записью песнопений (кондак) особой разновидностью нотации (см.
Кондакарная нотация).
Конкретная музыка — звуковые композиции, возникающие в результате записи на звуковой носитель разнообразных природных или искусственных звуков, их преобразования, смешивания и монтажа. Конкретная музыка — одно из модернистских течений современной зарубежной музыки. Произведения конкретной музыки не расширяют, а сужают возможности выражения художественного содержания, представляя определенную ценность для шумового оформления спектаклей, кинофильмов и т. д.
Конкурсы музыкальные (от лат.
concurs — встреча, стечение) — соревнования музыкантов (композиторов, исполнителей, инструментальных мастеров, музыкальных коллективов и т. д.), проходящие по заранее объявленным условиям. Зародились еще в Древни Греции. Современные конкурсы музыкальные стали важнейшим средством выявления и поощрения талантливых музыкантов.
Консерватория (ит.
conservatorio, от лат.
conservare — охранять) — в Италии XVI в. заведение, подобное интернату, где дети-сироты обучались ремеслам, а также музыке с целью подготовки церковных певчих — пению. В Венеции подобные заведения назывались оспедале (госпиталь) — для мальчиков и оспедалетто — для девочек. В XVIII в. деятельность этих заведений сократилась. Как высшее учебное заведение для подготовки музыкантов-профессионалов в Париже в 1784 году была создана Королевская школа пения и декламации, в 1793 году преобразованная в Национальный музыкальный институт, а с 1795 года в Консерваторию музыки и декламации. В XIX— XX вв. музыкальные высшие учебные заведения были открыты во многих крупных городах: Праге—1811, Варшаве и Вене — 1821, Лондоне —1822, Мадриде—1830, Будапеште —1840, Рио-де-Жанейро —1847, Бостоне—1853, Дрездене —1856, Петербурге —1862, Бухаресте и Люксембурге—1864, Москве —1866, Копенгагене, Турине, Антверпене, Базеле —1867, Балтиморе, Чикаго—1868, Монреале — 1876, Боготе—1882, Хельсинки—1882, Амстердаме, Карлсруэ — 1884, Гаване—1885, Торонто —1886, Буэнос-Айресе—1893, Белграде—1899, Ла-Пасе —1908, Сан-Пауло — 1909, Мельбурне, Сиднее, Саратове, Киеве, Одессе— 1912—1914, Тегеране— 1918 и т. д.
Консонанс (фр.
consonanse — созвучие, слитность) — звучание, воспринимаемое как благозвучное, слитное сочетание одновременно слышимых звуков. К консонансам принадлежат чистые примы, октавы, квинты, кварты (кроме чистой кварты, по отношению к басу), большие и малые терции, сексты, мажорное и минорное трезвучия с их обращениями. Акустически консонанс является более простым отношением чисел колебаний (длины струн), чем диссонанс. В системе мажора и минора консонанс и диссонанс являются противоположными понятиями, антиподами. В настоящее время все возрастающая роль диссонанса в определенной степени изменила соотношение между ним и консонансом, сделала границу между ними условной.
Консонансы совершенные — консонансы в которых имеет место полное или значительное слияние звуков: чистая прима (унисон), чистая октава, чистая квинта и отчасти чистая кварта.
Консонансы несовершенные — консонансы, в которых имеет место незначительное слияние звуков: большая и малая терция, большая и малая.
Контрабас (ит.
contrabasso) — самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент из семейства скрипок. Строй струн: e
1, A
1, D, G. На контрабасе. играют стоя или сидя на высоком стуле. Входит в состав симфонического и камерного оркестров, а также ансамблей.
Контральто (ит.
contralto) — самый низкий женский голос, с сочным и густым звучанием. Диапазон: g — g
2 (а
2). Для такого голоса написана партия Кончаковны («Князь Игорь» А. Бородина). Композиторы часто поручают контральто партии подростков и юношей — Ваня в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, Лель в опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, Зибель в опере «Фауст» Ш. Гуно, Орфей в опере «Орфей и Эвридика» X. Глюка.
Контрапункт (нем.
Kontraptmkt, от лат.
punctum contra punctum, буквально: точка против точки) — 1. То же самое, что полифония. Делится на контрапункт строгого стиля и контрапункт свободного стиля. 2. Мелодия, звучащая одновременно с темой, в фуге — противосложение. 3. Одновременное звучание двух или нескольких самостоятельных голосов.
Контрафагот (ит.
contrafagotto) — самый низкий по звучанию деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность фагота. Диапазон: В
2 — g. Используется в симфоническом оркестре.
Контрданс (от англ,
country-dance — буквально: сельский танец) — английский народный танец. Размер 2/4 или 6/8. Темп быстрый, танец похож на кадриль. Общедоступность контрданса привела к возникновению его разновидностей: кадрили, экоссеза, англеза, лансье, котильона и др. Мелодии контрданса использовали Ж. Ф. Рамо, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Моцарт и др. Темы контрданса становились основой куплетов водевилей, песен в балладных операх.
Контроктава — часть музыкального звукоряда. Звуки контроктавы обозначаются: 1) в басовом ключе от ноты
до под пятой добавочной линейкой снизу до ноты
си ниже второй добавочной линейки; 2) латинскими прописными буквами с цифрой (1) внизу (С
1, d
1, e
1, F
1, g
1, a
1, h
1); 3) слоговыми названиями с прописной буквы с цифрой (1) внизу (До
1 Ре
1 Mи
1, Фа
1, Соль
1, Ля
1, cи
1).
Контрэкспозиция (от лат.
contra — против и
expositio — изложение) — необязательный раздел фуги, проходящий непосредственно после экспозиции (вторичная экспозиция), который является повторным проведением темы в главной и доминантовой тональностях всеми голосами, но в измененном порядке.
Концерт (ит.
concerto от лат.
concerto — соревнуюсь) — 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Жанр крупного музыкального произведения виртуозного характера для солиста (реже двух-трех) с оркестром, написанного чаще всего в форме сонатного цикла. 3. Полифоническая вокальная или вокально-инструментальная музыка, опирающаяся на сопоставление двух или более партий (певческих голосов, органа, инструментального ансамбля).
Концертина (англ,
concertina) — небольшая ручная гармоника шестигранной формы. Существуют концертины. шести разновидностей — от пикколо до контрабаса, различных по форме и диапазону.
Концертино (ит.
concertino) — 1. Небольшой инструментальный концерт, чаще — одночастный. Исполняется солистом в сопровождении оркестра. 2. Группа инструментов (обычно две скрипки и виолончель), исполняющих соло в кончерто гроссо и концертной симфонии.
Концертная симфония — циклическое сочинение для нескольких солирующих инструментов и оркестра 2-й половины XVIII в., родственное кончерто гроссо и сольному концерту. В числе авторов концертных симфоний — И. Бах, И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, К. Шимановский.
Концертмейстер (нем.
Konzertmeister) — 1. Первый скрипач-солист симфонического или оперного оркестра (концертмейстер оркестра). 2. Музыкант, возглавляющий одну из групп симфонического или оперного оркестров. 3. Пианист, совместно с солистами-исполнителями (певцами, артистами балета, инструменталистами), готовящий произведения к исполнению в концертах и выступающий с их исполнением.
Концертные залы — помещения для публичного исполнения музыкальных произведений, отвечающие определенным акустическим и архитектурным требованиям. К лучшим концертным залам относятся «Альберт-холл» (Лондон), «Карнеги-холл» (Нью-Йорк), Колонный зал Дома Союзов (Москва), Концертный зал им. П. И. Чайковского (Москва), «Плейель» (Париж) и др. Камерные залы (до 500 мест) предназначаются для выступления солистов, камерных ансамблей, хоров и оркестров. Большие залы — для выступлений больших симфонических оркестров, больших хоров, ансамблей песни и пляски и т. д.
Концертштюк (нем.
Konzertstuck — концертная вещичка) — 1. Одночастный концерт для солистов и оркестра (концертино). 2. Сольное произведение крупной формы для концертного исполнения, написанное в виртуозном, блестящем стиле. К таким произведениям принадлежат, напр., соната для фортепиано Р. Шумана «Концерт без оркестра» (ор. 14), «Блестящее рондо» К. Вебера и т. д.
Кончерто гроссо (ит.
concerto grosso — большой концерт) — виртуозное произведение в нескольких частях, в котором звучание всего оркестра противопоставляется звучанию группы солистов (
tutti — все и
concertino — малая концертная группа). Эти группы как бы соревнуются на протяжении исполнения всего произведения. Наибольшего развития жанр
concerto grosso достиг в творчестве композиторов XVII— XVIII вв.: А. Корелли, А. Вивальди, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др.
Concerto grosso — предшественник современного концерта, хотя и в настоящее время имеет место обращение композиторов (М. Регер, Г. Каминский, Э. Кшенек, Б. Мартину) к этому жанру.
Кордебалет (фр.
corps de ballet — личный состав балета) — артисты балета, исполняющие групповые танцы, своеобразный балетный «хор».
Корифей (от гр.
koryphaios — глава, вождь) — 1. В древнегреческом театре— предводитель хора в трагедии. 2. Ведущий артист кордебалета. 3. В переносном смысле — выдающийся деятель искусства, обладающий богатым многолетним опытом и большими заслугами в данной области.
Корнемюз, корнамуза (фр.
согпе — рог и ст. фр.
muse — дудка) — 1. Духовой инструмент типа волынки. 2. Деревянный духовой инструмент типа шалмея. Существовали малый, альтовый, теноровый и басовый корнемюз.
Корнет, цинк (фр.
cornet, нем.
Zink) — духовой музыкальный инструмент, занимавший промежуточное положение между медными и деревянными духовыми инструментами. С первыми корнет роднил амбушюрный способ звукоизвлечения, со вторыми — материал и система игровых отверстий. Хроматический звукоряд корнета позволял исполнять мелодии. Звук пронзительный, похожий на трубный.
Корнёт-а-пистон (фр.
corneta pistons) — корнет с поршневыми вентилями-пистонами. Используется в духовых и симфонических оркестрах. Диапазон:
е—с3.
Коробочка деревянная (ит.
tamburo di legno) — ударный инструмент из семейства идиофонов, брусок из звонких сортов древесины размером 11 Х 8 Х 5 см с глубокой выдолбленной щелью. Звук сильный, щелкающий, извлекается деревянными палочками. Широко используется в джазе.
Корридо — главный песенный жанр в мексиканском музыкальном фольклоре, восходящий к испанскому романсу.
Косари — украинский народный танец. Размер 2/4; исполняется в умеренном темпе.
Косвенное голосоведение — одновременное движение двух голосов, при котором один из них не изменяет своей высоты, а другой движется вверх или вниз.
Котильон (фр.
cotillon) — бальный танец французского происхождения, в котором все пары повторяют движения первой. Известен с XVIII в., но особое распространение получил в XIX в.
Кото— 1. Общее название японских инструментов с горизонтальным корпусом. 2. Японский струнный щипковый инструмент, имеющий горизонтальный корпус со сводчатой верхней декой, на которой расположены два резонаторных отверстия и натянуты 13 шелковых струн. Звук извлекают плектрами, надеваемыми на первый, второй и третий пальцы правой руки. Используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент.
Кочари — армянский мужской народный танец. Размер 2/4. Темп — от умеренного до очень быстрого.
Краковяк (польское
krakowiak — от названия города Краков) — быстрый и веселый польский народный танец. Ритм острый, четкий с частыми синкопами. Размер 2/4.
Кредо (лат.
credo — верую) — один из разделов католической мессы.
Крещендо (ит. crescendo — увеличивая, нарастая) — знак, обозначающий постепенное увеличение силы звука. Обозначения: cresc.
Криманчули (грузинское — извивающийся голос) — верхний голос многоголосных грузинских (гурийских и имеритинских) народных песен, богатый украшениями и скачками мелодии.