Музыкальные термины на букву К (продолжение)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Ключевые знаки — знаки альтерации, выписанные возле ключа и пока­зывающие тональность произведения или его частей. Ключевые знаки могут из­меняться в случае смены тональности, а также внутри текста. В пер­вом случае прежние знаки отменяются бекарами, а вместо них выставляются новые ключевые знаки; во втором — ставится бекар, действие ко­торого ограничивается тактом.
Кобза — 1. Старинный украинский народный струнный щипковый ин­струмент, имеющий от 5 до 16 струн и приструнков; звук извлека­ется при помощи плектра. В XVIII в. кобза была вытеснена более со­вершенной бандурой. 2. Струнный щипковый инструмент молдавско-румынского происхождения с четырьмя струнами. Строй квартовый, играют плектром. Используется как сольный, ансамблевый и оркест­ровый инструмент в Молдавии, Румынии и Венгрии.
Кобзарь — в XVII—XIX вв. украинский странствующий певец-музыкант, исполнявший свои песни, думы в сопровождении кобзы или бандуры.
Кобыз (каз.), кобуз (узб.) — струнный, смычковый инструмент с ковшеобразным корпусом, дугообразной шейкой без ладов и плоской го­ловкой из дерева. По звуку напоминает виолончель. Строй кварто­вый. На кобызе исполняют кю, аккомпанируют пению. Кобыз входит в со­став ансамблей и оркестров народных инструментов.
Кобылка — устаревшее название подставки для струн у скрипки, альта, виолончели, домры, гитары, контрабаса.
Кода  (итал. an coda, от лат. cauda — хвост) — заключительный раздел музыкального произведения, его окончание, не принадлежащее к ос­новной схеме строения формы произведения и следующее за послед­ним из основных разделов.
Кодетта   (ит. codetta — маленькая кода) — 1. Небольшая по размеру кода. 2. Модулирующая одноголосная связка в экспозиции фуги между темой и противосложением перед вступлением ответа в сле­дующем голосе. Кодетта необходима в том случае, когда последний звук темы непосредственно не соединяется с первым звуком ответа. Кодетта бы­вает двухголосная (перед вступлением третьего голоса) и трехголос­ная (перед вступлением четвертого голоса).
Коза — украинское и польское название пневматического музыкального инструмента, похожего на волынку.
Кокле — латышский струнный щипковый инструмент, похожий на канклес, кантеле и гусли звончатые. На кокле играют соло, аккомпанируют пению. Кокле входит в ансамбль народных инструментов.
Колебания — более или менее точно повторяющиеся изменения состоя­ний вибратора. Колебания являются непосредственным источником музыкаль­ного звука. Они характеризуются амплитудой — величиной отклоне­ния вибратора от положения равновесия, временем, за которое совер­шается полное колебания и частотой колебаний в единицу времени (секунду). Колебания образуют дополнительные звуки (см. Обертоны), в совокупности дающие натуральный звукоряд. Определяют тембр звука. От источ­ника звука колебания распространяются, главным образом, через воздуш­ную среду.
Колено — законченная или относительно законченная часть простой двух- или трехчастной формы. Первое колено — первый период; второе колено — вторая часть простой двух - или трехчастной формы; третье колено — реприза простой трехчастной формы.
Количественная (или ступеневая) величина интервала — количество ступеней, входящих в состав интервала от его основания до вершины (включительно), иначе — ступеневая величина интервала. Название интервала опре­деляется именно количественной величиной интервала (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т. д.).
Коллаж   (фр. collage — наклеивание) — особая форма использования композитором фрагментов из собственных произведений или произ­ведений других композиторов. Для коллажа характерно механическое со­четание стилистически разнородных элементов, создающих впечат­ление парадоксальной несовместимости. Примеры коллажа встречаются в творчестве И. Гайдна, И. С. Баха, В. Моцарта, Г. Генделя и др.
Коло — старинный хороводный танец западных и южных славян.
Колодка, колодочка — часть смычка, предназначенная для регулировки натяжения волос смычка при помощи специального винта.
Колок — деревянный, пластмассовый или металлический стержень, к ко­торому прикрепляются струны музыкальных инструментов. При по­мощи вращения колка можно увеличивать или уменьшать натяжение струн, т. е. настраивать инструмент.
Колокол — ударный сигнальный инструмент в форме полой, срезанной снизу груши из бронзы, внутри которой подвешен язык (ударник). Звон колоколов является частью церковных обрядов, применялся для созыва населения (вечевой колокол), сбора войск (набат). При по­мощи набора колоколов исполнялись различные ритмические и ме­лодические последовательности (см. Куранты).
Колокола — ударный инструмент, комплект металлических трубок — ко­локолов различного размера, свободно подвешенных на перекладине и относительно точно настроенных. Полный комплект колоколов — хромати­ческий звукоряд в две октавы от С до с1. Звук извлекают колотушкой.
Колокольчики  (ит. campanelli) — 1. Оркестровый ударный музыкальный инструмент, представляющий собой от 25 до 32 металлических плас­тинок, свободно закрепленных на брусках в два ряда. Звук извлека­ют при помощи специальных молоточков. В оркестровых колокольчиках устроена клавиатура фортепианного типа.
Коломыйка — 1. Шуточная украинская народная песня, родственная русской частушке; распространена в Западной Украине (на Буковине и в Закарпатье). Размер 2/4 темп оживленный. 2. Народный укра­инский танец гуцульского происхождения. Название происходит от города Коломыя.
Колоратура (ит. coloratura — украшение) — 1. Мелодические украшения, используемые в вокальной музыке. 2. Способность голоса исполнять сложные мелодические украшения.
Колоратурное сопрано — самый высокий женский голос, отличающийся особой подвижностью и легкостью звучания. Диапазон от с1 до f 3, иногда до h3, с4. Для такого голоса написаны партии Джильды в опе­ре «Риголетто» Дж. Верди, Лакме в одноименной опере Л. Делиба, Шемаханской царицы в опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, Йолан в опере «Милана» Г. Майбороды.
Колорирование   (от лат. colorare — украшать) — мелизматическое укра­шение верхних голосов в музыке позднего средневековья с помощью орнаментального преобразования более простой основы, родственное диминуции.
Колыбельная — песня для убаюкивания ребенка. Колыбельная — один из наиболее распространенных жанров народной, а с XVIII в.— и профессиональ­ной вокальной (Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Алябьев, М. Глинка, П. Чайковский и др.) музыки. С XIX в. этот жанр   получил распростра­нение и в инструментальной (Ф. Шопен, И. Брамс, Э. Григ, К. Де­бюсси, А. Рубинштейн, М. Равель, И. Стравинский, П. Чайковский и др.) музыке. Для К. характерны спокойное, замедленное движе­ние, повторы попевок и ритмических фигур.
Колядка — старинная славянская обрядовая песня, исполняемая во вре­мя празднования Нового года. На Украине распространена разно­видность колядки — щедривка, исполняемая группой девушек или детей.
Комбо — инструментальный джазовый ансамбль (до 8 музыкантов) в современных джазовых коллективах.
Комбоусилитель (разг. комбик) — устройство сочетающее в себе гитарный усилитель и динамик. Часто имеет встроенный процессор эффектов.
Комедия  дель арте, комедия масок — вид итальянского театра эпохи Возрождения, спектакли которого создавались на основе сюжетной схемы сценария импровизационно. Традиции комедия  дель арте были воспри­няты и развиты оперой-буффа.
Комедия-балет — театральный жанр, объединяющий диалог, танец, пан­томиму, инструментальное, вокальное и изобразительное искусство. Создателем комедии-балета был Ж. Мольер, совместно с Ж. Люлли, М. Шарпантье, П. Бошаром и К. Виграни осуществивший постановку своих комедий-балетов. «Брак по принуждению», «Мещанин во дворянстве» и др. Комедия-балет оказала значительное влияние на развитие французского музыкаль­ного театра, в частности комической оперы XVIII в. и пантомимного балета.
Комическая опера — опера комедийного содержания. В XVIII в. суще­ствовало много разновидностей комической оперы: опера-буфф в Италии; баллад­ная опера в Англии; опера-комик во Франции; зингшпиль — в Гер­мании и Австрии; комическая опера на Украине и в России и т. д. Отдельные виды комической оперы исполнялись с разговорными диалогами. Комической опере родственны водевиль, оперетта, мюзикл.
Комма (гр. komma, буквально — отрезок) — в музыкальной акустике ми­нимальный (менее 1/8 целого тона) интервал, едва различимый на слух. Пифагорова комма  равна приблизительно 1/9 целого тона. Дидимова или синтоническая комма равна приблизительно 1/10 целого тона; выражает разницу между пифагорийским и чистым строем.
Коммерческий джаз — музыка преимущественно танцевального характе­ра, использующая некоторые средства выразительности джаза, про­дукт развлекательной индустрии.
Композитор   (лат. compositor — автор, творец) — человек, сочиняющий музыку, автор музыкальных произведений.  
Композиция   (лат. compositio — составление, размещение) — 1. Процесс музыкального творчества. 2. Завершенное музыкальное произведе­ние. 3. Построение музыкального произведения, расположение и со­отношение его частей. 4. Учебный предмет, преподаваемый в кон­серваториях.
Компримарио   (от лат. cum — с ит. primario — главный) — оперный пе­вец, исполняющий второстепенные партии.
Комуз — 1. Киргизский струнный щипковый инструмент. 2. Дагестан­ский язычковый музыкальный инструмент, похожий на гармонику.
Конга,  тумба (ит. conga) — ударный инструмент латиноамериканского происхождения из семейства мембранофонов. Имеет форму сужен­ного книзу цилиндра. Звук низкий и глухой, извлекается ладонями или пальцами. Используется в танцевальной музыке.
Кондак   (гр. kontaktion) — короткое песнопение православной церкви, прославляющее бога, богоматерь или святых.
Кондакарная нотация — один из старинных видов безлинейной нотной записи, существовавший на Руси в XI—XIV вв. наряду с крюками.
Кондакарное пение — стиль виртуозного мелизматического пения, куль­тивировавшийся в Киевской Руси и применявшийся при пении кон­даков.
Кондакарь — древнерусская певческая книга, название которой связано с записью песнопений (кондак) особой разновидностью нотации (см. Кондакарная нотация).
Конкретная музыка — звуковые композиции, возникающие в результате записи на звуковой носитель разнообразных природных или ис­кусственных звуков, их преобразования, смешивания и монтажа. Конкретная музыка — одно из модернистских течений современной зарубежной му­зыки. Произведения конкретной музыки не расширяют, а сужают возможности выражения художественного содержания, представляя определенную ценность для шумового оформления спектаклей, кинофильмов и т. д.
Конкурсы  музыкальные (от лат. concurs — встреча, стечение) — сорев­нования музыкантов (композиторов, исполнителей, инструментальных мастеров, музыкальных коллективов и т. д.), проходящие по заранее объявленным условиям. Зародились еще в Древни Греции. Совре­менные конкурсы музыкальные стали важнейшим средством выявления и поощрения талантливых музыкантов.  
Консерватория    (ит. conservatorio, от лат. conservare — охранять) — в Италии XVI в. заведение, подобное интернату, где дети-сироты обучались ремеслам, а также музыке с целью подготовки церковных певчих — пению. В Венеции подобные заведения назывались оспедале (гос­питаль) — для мальчиков и оспедалетто — для девочек. В XVIII в. деятельность этих заведений сократилась. Как высшее учебное за­ведение для подготовки музыкантов-профессионалов в Париже в 1784 году была создана Королевская школа пения и декламации, в 1793 году преобразованная в Национальный музыкальный инсти­тут, а с 1795 года в Консерваторию музыки и декламации. В XIX— XX вв. музыкальные высшие учебные заведения были открыты во многих крупных городах: Праге—1811, Варшаве и Вене — 1821, Лондоне —1822, Мадриде—1830, Будапеште —1840, Рио-де-Жаней­ро —1847, Бостоне—1853, Дрездене —1856, Петербурге —1862, Бу­харесте и Люксембурге—1864, Москве —1866, Копенгагене, Турине, Антверпене, Базеле —1867, Балтиморе, Чикаго—1868, Монреале — 1876, Боготе—1882, Хельсинки—1882, Амстердаме, Карлсруэ — 1884, Гаване—1885, Торонто —1886, Буэнос-Айресе—1893, Белгра­де—1899, Ла-Пасе —1908, Сан-Пауло — 1909, Мельбурне, Сиднее, Саратове, Киеве, Одессе— 1912—1914, Тегеране— 1918 и т. д.  
Консонанс  (фр. consonanse — созвучие, слитность) — звучание, воспри­нимаемое как благозвучное, слитное сочетание одновременно слыши­мых звуков. К консонансам принадлежат чистые примы, октавы, квинты, квар­ты (кроме чистой кварты, по отношению к басу), большие и малые терции, сексты, мажорное и минорное трезвучия с их обращениями. Акустически консонанс является более простым отношением чисел колеба­ний (длины струн), чем диссонанс. В системе мажора и минора консонанс и диссонанс являются противоположными понятиями, антиподами. В настоящее время все возрастающая роль диссонанса в определен­ной степени изменила соотношение между ним и консонансом, сделала границу между ними условной.
Консонансы совершенные  — консонансы в которых имеет место полное или значительное слияние звуков: чистая прима (унисон), чистая октава, чистая квинта и отчасти чистая кварта.
Консонансы несовершенные  — консонансы, в которых имеет место незначительное слияние звуков: большая и малая терция, большая и малая.
Контрабас (ит. contrabasso) — самый большой по размеру и самый низ­кий по звучанию инструмент из семейства скрипок. Строй струн: e1, A1, D, G. На контрабасе. играют стоя или сидя на вы­соком стуле. Входит в состав симфонического и камерного оркестров, а также ансамблей.
Контральто  (ит. contralto) — самый низкий жен­ский голос, с сочным и густым звучанием. Диа­пазон: g — g22). Для такого голоса написа­на партия Кончаковны («Князь Игорь» А. Бо­родина). Композиторы часто поручают контр­альто партии подростков и юношей — Ваня в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, Лель в опе­ре «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, Зибель в опере «Фауст» Ш. Гуно, Орфей в опере «Орфей и Эвридика» X. Глюка.
Контрапункт  (нем. Kontraptmkt, от лат. punctum contra punctum, буквально: точка против точ­ки) — 1. То же самое, что полифония. Делится на контрапункт строгого стиля и контрапункт свободного стиля. 2. Мелодия, звучащая одновременно с темой, в фуге — противосложение. 3. Одновременное звучание двух или нескольких самостоятель­ных голосов.
Контрафагот   (ит. contrafagotto) — самый низкий по звучанию деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность фагота. Диапазон: В2 — g. Используется в симфоническом орке­стре.
Контрданс   (от англ, country-dance — буквально: сельский танец) — английский народный танец. Размер 2/4 или 6/8. Темп быстрый, танец похож на кадриль. Обще­доступность контрданса привела к возникновению его разновидностей: кад­рили, экоссеза, англеза, лансье, котильона и др. Мелодии контрданса исполь­зовали Ж. Ф. Рамо, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Моцарт и др. Темы контрданса становились основой куплетов водевилей, песен в баллад­ных операх.
Контроктава — часть музыкального звукоряда. Звуки контроктавы обозначаются: 1) в басовом ключе от ноты до под пятой добавочной линейкой сни­зу до ноты си ниже второй добавочной линейки; 2) латинскими прописными буквами с цифрой (1) внизу (С1, d1, e1, F1, g1, a1, h1); 3) слоговыми названиями с прописной буквы с цифрой (1) внизу (До1 Ре11, Фа1, Соль1, Ля1, cи1).
Контрэкспозиция   (от лат. contra — против и expositio — изложение) — необязательный раздел фуги, проходящий непосредственно после экспозиции (вторичная экспозиция), который является повторным проведением темы в главной и доминантовой тональностях всеми голосами, но в измененном порядке.
Концерт   (ит. concerto от лат. concerto — соревнуюсь) — 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Жанр крупного музыкаль­ного произведения виртуозного характера для солиста (реже двух-трех) с оркестром, написанного чаще всего в форме сонатного цикла. 3. Полифоническая вокальная или вокально-инструментальная музы­ка, опирающаяся на сопоставление двух или более партий (певчес­ких голосов, органа, инструментального ансамбля).
Концертина   (англ, concertina) — небольшая ручная гармоника шести­гранной формы. Существуют концертины. шести разновидностей — от пикколо до контрабаса, различных по форме и диапазону.
Концертино (ит. concertino) — 1. Небольшой инструментальный концерт, чаще — одночастный. Исполняется солистом в сопровождении орке­стра. 2. Группа инструментов (обычно две скрипки и виолончель), исполняющих соло в кончерто гроссо и концертной симфонии.
Концертная симфония — циклическое сочинение для нескольких солиру­ющих инструментов и оркестра 2-й половины XVIII в., родственное кончерто гроссо и сольному концерту. В числе авторов концертных симфоний — И. Бах, И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, К. Шимановский.
Концертмейстер  (нем. Konzertmeister) — 1. Первый скрипач-солист сим­фонического или оперного оркестра (концертмейстер оркестра). 2. Му­зыкант, возглавляющий одну из групп симфонического или оперного оркестров. 3. Пианист, совместно с солистами-исполнителями (певца­ми, артистами балета, инструменталистами), готовящий произведения к исполнению в концертах и выступающий с их исполнением.
Концертные залы — помещения для публичного исполнения музыкальных произведений, отвечающие определенным акустическим и архитектур­ным требованиям. К лучшим концертным залам относятся «Альберт-холл» (Лондон), «Карнеги-холл» (Нью-Йорк), Колонный зал Дома Союзов (Москва), Концертный зал им. П. И. Чайковского (Москва),  «Плейель» (Париж) и др.  Ка­мерные залы (до 500 мест) предназначаются для выступления солистов, камерных ансамблей, хоров и оркестров. Большие залы — для выступлений больших симфонических оркестров, больших хоров, ансамблей песни и пляски и т. д.
Концертштюк (нем. Konzertstuck — концертная вещичка) — 1. Одночаст­ный концерт для солистов и оркестра (концертино). 2. Сольное про­изведение крупной формы для концертного исполнения, написанное в виртуозном, блестящем стиле. К таким произведениям принадле­жат, напр., соната для фортепиано Р. Шумана «Концерт без оркест­ра» (ор. 14), «Блестящее рондо» К. Вебера и т. д.
Кончерто гроссо (ит. concerto grosso — большой концерт) — виртуозное произведение в нескольких частях, в котором звучание всего оркест­ра противопоставляется звучанию группы солистов (tutti — все и concertino — малая концертная группа). Эти группы как бы сорев­нуются на протяжении исполнения всего произведения. Наибольшего развития жанр concerto grosso  достиг в творчестве композиторов XVII— XVIII вв.: А. Корелли, А. Вивальди, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др. Concerto grosso — предшественник современного концерта, хотя и в настоящее время имеет место обращение композиторов (М. Регер, Г. Камин­ский, Э. Кшенек, Б. Мартину) к этому жанру.
Кордебалет (фр. corps de ballet — личный состав балета) — артисты ба­лета, исполняющие групповые танцы, своеобразный балетный «хор».
Корифей (от гр. koryphaios — глава, вождь) — 1. В древнегреческом те­атре— предводитель хора в трагедии. 2. Ведущий артист кордебале­та. 3. В переносном смысле — выдающийся деятель искусства, обла­дающий богатым многолетним опытом и большими заслугами в дан­ной области.
Корнемюз, корнамуза (фр. согпе — рог и ст. фр. muse — дудка) — 1. Ду­ховой инструмент типа волынки. 2. Деревянный духовой инструмент типа шалмея. Существовали малый, альтовый, теноровый и басо­вый корнемюз.
Корнет, цинк (фр. cornet, нем. Zink) — духовой музыкальный инстру­мент, занимавший промежуточное положение между медными и де­ревянными духовыми инструментами. С первыми корнет роднил амбушюрный способ звукоизвлечения, со вторыми — материал и система игровых отверстий. Хроматический звукоряд корнета позволял исполнять мелодии. Звук  пронзительный, похожий на трубный.
Корнёт-а-пистон  (фр. corneta pistons) — корнет с поршневыми вентилями-пистонами. Используется в духовых и симфонических оркестрах. Диапазон: е—с3.
Коробочка деревянная (ит. tamburo di legno) — ударный инструмент из семейства идиофонов, брусок из звонких сортов древесины размером 11 Х 8 Х 5 см с глубокой выдолбленной щелью. Звук сильный, щел­кающий, извлекается деревянными палочками. Широко используется в джазе.
Корридо — главный песенный жанр в мексиканском музыкальном фольк­лоре, восходящий к испанскому романсу.
Косари — украинский народный танец. Размер 2/4; исполняется в уме­ренном темпе.
Косвенное голосоведение — одновременное движение двух голосов, при котором один из них не изменяет своей высоты, а другой движется вверх или вниз.
Котильон (фр. cotillon) — бальный танец французского происхождения, в котором все пары повторяют движения первой. Известен с XVIII в., но особое распространение получил в XIX в.
Кото— 1. Общее название японских инструментов с горизонтальным кор­пусом. 2. Японский струнный щипковый инструмент, имеющий гори­зонтальный корпус со сводчатой верхней декой, на которой располо­жены два резонаторных отверстия и натянуты 13 шелковых струн. Звук извлекают плектрами, надеваемыми на первый, второй и тре­тий пальцы правой руки. Используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент.
Кочари — армянский мужской народный танец. Размер 2/4. Темп — от умеренного до очень быстрого.
Краковяк   (польское krakowiak — от названия города Краков) — быст­рый и веселый польский народный танец. Ритм острый, четкий с час­тыми синкопами. Размер 2/4.
Кредо   (лат.   credo — верую) — один  из  разделов  католической  мессы.
Крещендо (ит. crescendo — увеличивая, нарастая) — знак, обозначающий постепенное увеличение силы звука. Обозначения: cresc.
Криманчули  (грузинское — извивающийся голос) — верхний голос мно­гоголосных грузинских (гурийских и имеритинских) народных песен, богатый украшениями и скачками мелодии.
Криолья — кубинский народный песенный жанр. Криолья — песня лирического характера, с плавной, широко развертывающейся мелодией. Испол­няется соло или дуэтом с инструментальным сопровождением.
Критика  музыкальная — отрасль музыкознания, занимающаяся анали­зом и оценкой явлений современной музыкальной практики, а в более широком смысле — и музыкального прошлого.  
Крона, крон (нем. Krone — верхушка) — специальная выдвижная труб­ка U-образной формы, удлиняющая столб воздуха в медном духо­вом инструменте и таким образом изменяющая его строй. Сущест­вуют вентильные кроны: для изменения высоты звуков, включающиеся при помощи вентилей; крона общего строя, непосредственно соединяю­щиеся с каналом, — для точного настраивания инструмента; кроны -— надставки, вставляющиеся между мундштуком и началом канала инструмента,— для понижения строя; инвенционные сменные кроны — для изменения общего строя инструмента.
Круста данцис — латышский сольный народный танец. Размер 2/4. Ис­полняется мужчинами на свадьбах в сопровождении песни, состоит из прыжков над палочками или лучинами, положенными крест-на­крест.
Крыжачок — белорусский народный танец-песня, исполняющийся в уме­ренном темпе с постепенным ускорением. Размер 2/4 или 4/4.
Крюки, знамени — знаки древнерусского безлинейного нотного письма, размещавшиеся над текстом и использовавшиеся для записи цер­ковной музыки, т. н. знаменного распева. Каждый из крюков (их было более 70) обозначал один или несколько звуков разной высоты, ритм и характер исполнения. Пение по крюкам называлось крюковым или знаменным пением. С конца XVII в. крюки вытеснялись пятилинейной нотацией.
Крюковое пение — см. Знаменный распев.
Ксилофон  (от rp. xylon — древесина и phone — звук) — ударный музы­кальный инструмент из семейства идиофонов. Ксилофон имеет точно опре­деленную высоту звуков, извлекаемых ударами специальных моло­точков по настроенным деревянным пластинкам. Существуют разно­видности ксилофона — сопрановый, альтовый, теноровый, басовый (маримба), мамонтовая маримба и ксилоримба. Используется в различных со­ставах оркестров, а также как сольный инструмент.
Кувички, кувиклы, кугиклы — русская многоствольная флейта, похожая на флейту Пана.
Куандо — креольский парный танец в Аргентине и Чили, произошедший от менуэта. Состоит из двух час­тей: умеренной на 3/4 и более бы­строй на 6/8. Сопровождается пением под аккомпанемент гитары или арфы.
Куатро — струнный щипковый инструмент, распространенный в Вене­суэле и Колумбии. Строй: си, фа диез1, ре1, ля. Используется как аккомпанирующий инструмент.
Кул  (букв, холодный) — стиль современного джаза, использующий эле­менты европейской композиторской техники. Кул отличает спокойная манера игры и холодное, без вибрато звукоизвлечение.
Кулиса   (от фр. coulisse — паз, выемка) — 1. В духовых музыкальных инструментах (тромбон) — U-образное выдвижное колено, при помо­щи которого изменяется длина канала и регулируется извлечение звуков разной высоты. 2. В театральной технике — передвижная часть декораций.
Кульминация   (от лат. oilmen — вершина) — момент наибольшего эмо­ционального напряжения в музыкальном произведении или какой-ли­бо его части. Важный элемент музыкальной драматургии.
Культовая музыка — см. Церковная музыка.
Куплет (фр. couplet — строфа) — 1. Раздел куплетной формы, повторяю­щийся несколько раз с различным текстом. 2. Каждый из разделов рондо.
Куплетная форма — построение вокального произведения, при котором музыка куплета и припева остается неизменной, текст куплета изме­няется, а текст припева остается одним для всех куплетов. В хоро­вых произведениях куплетной формы куплет исполняет обычно солист, а припев — хор.
Куплеты — злободневные сатирические или юмористические песенки для исполнения на эстраде, в оперетте и водевиле. Встречаются в опере (К. Трике в оп. «Евгений Онегин» П. Чайковского, К. Эскамильо в оп. «Кармен» Ж. Бизе).
Купюра (фр. coupure — сокращение) — сокращение музыкального произ­ведения путем изъятия части нотного текста, сцены, акта (в опере), которое по своему усмотрению делает исполнитель. Иногда возмож­ность купюры предусматривает композитор.
Куранта   (фр. courant — текущий, изменчивый) — старинный француз­ский танец. Размер 3/4; исполняется в быстром темпе. В старинной танцевальной сюите XVII—XVIII вв. куранта  была второй частью, следуя после аллеманды и предшествуя сарабанде. В инструментальных произведениях куранта встречается у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя.
Куранты — башенные часы с комплектом настроенных колоколов, через определенные промежутки времени автоматически исполняющих за­данную последовательность звуков или музыкальную пьесу.  
Куявяк (польское kujawiak — от названия области Куявии) — польский народный танец, похожий на мазурку. Темп умеренный. Размер 3/4.
Кыяк — киргизский струнный смычковый инструмент, близкий к казах­скому кобызу. Используется при исполнении пьес кю, а также для аккомпанемента пению.
Кьос, кос, кус, кез — азербайджанский ударный инструмент из семей­ства двусторонних барабанов нагара. Звук извлекают при помощи палок. Используется во время демонстраций, шествий, на свадьбах, для сопровождения групповых и массовых танцев.
Кэк-уок (англ, cakewalk — шествие с пирогом) — бальный и эстрадный танец, возникший у североамериканких негров. Музыка cakewalk остро­синкопированная, близкая к регтайму. Размер 2/4. Исполняется в темпе быстрого марша. Музыка cakewalk использована К. Дебюсси и И. Стравинским.
Кю — киргизские народные инструментальные пьесы, исполняемые на комузе, кыяке, сурнае. В кю находят отражения темы эпических сказаний, легенд, исторических событий, картины природы.
Кюй — казахская народная инструментальная пьеса, наигрыш, исполняе­мый на домбре и других народных инструментах.
Кюйши — исполнитель кюйев, главным образом, на домбре.
Кюсле — струнный щипковый инструмент, распространенный у народов Поволжья (чувашей, мари, удмуртов, татар), родственный гуслям. На кюсле исполняют мелодии песен, плясовые и инструментальные пье­сы, аккомпанируют пению.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100STRUN - товары для настоящих музыкантов © 2018