А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Модуляция (от лат.
modulatio — размеренность, мерность) — замена основной тональности другой. Различают совершенную тональную модуляцию, происходящую в конце музыкального произведения, его части, периода, предложения, фразы, подготовленную предварительным введением в предыдущую тональность элементов последующей, а также несовершенную модуляцию — изменение основной тональности в средине периода, фразы музыкального произведения (то же, что отклонение) без закрепления в новой тональности. Внезапная модуляция — неподготовленная смена одной тональности другой, осуществляемая через доминантовую функцию новой тональности. Переход из одной тональности в другую без всякой предварительной подготовки называется сопоставлением тональностей. Ладовая модуляция — переход в одноименную тональность другого ладового наклонения. Энгармоническая модуляция — переход в новую тональность путем энгармонической замены звуков последнего аккорда основной тональности, а также его вида.
Модус (лат.
modus — мера, правило).— 1. Пять ритмических формул в сочинениях композиторов школы собора Парижской богоматери (XII—XIII вв.). 2. Общее название мензуры ноты лонга в мензуральной нотации.
Мозаика (от rp.
musa — муза) — музыкально-сценическое произведение (чаще всего оперетта), построенное на музыке разных авторов. Большое количество мозаик создал В. Валентинов («Ночь любви», «Жрица огня» и др.).
Молдавеняска (буквально: молдавская) — молдавский народный танец. Размер 2/4 или 4/4. Исполняется в быстром темпе.
Монодия (от гр.
monos — один и
odos — певец) — 1. В Древней Греции — пение одного солиста в сопровождении одного или нескольких инструментов. 2. В Италии XVI в.— вид сольного пения с инструментальным сопровождением. 3. Одноголосная мелодия (сольная или унисонная).
Монодрама (от гр.
monos — один и
drama — драма) — драматическое произведение для одного исполнителя в сопровождении оркестра или инструментального ансамбля.
Моноопера (от гр.
monos — один и ит.
opera) — опера для одного исполнителя («Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Ожидание» А. Шенберга, «Нежность» В. Губаренко).
Монотематизм (от гр.
monos — один и
thema — предмет обсуждения) — принцип построения музыкального произведения на материале одной темы, разрабатываемой полифонически или тонально гармонически. Черты монотематизма проявляются также в преобладающем значении одной из тем произведения.
Монохорд (гр.
monochordos— однострунный) — 1. Прибор для определения высоты тона струны и ее частей. 2. Древнегреческий струнный щипковый инструмент. 3. Приспособление в фортепиано, при помощи которого клавишный механизм смещается в сторону (левая педаль). 4. Общее название однострунных музыкальных инструментов. 5. Первоначальное название клавикорда, применявшееся до XVIII в.
Мордент (ит.
mordente — острый, едкий, кусающий) — название мелизма. Мордент — быстрое последовательное исполнение трех нот: главной (написанной), вспомогательной (на секунду выше главной) и снова главной (см.
Двойной мордент, Перечеркнутый мордент, Двойной перечеркнутый мордент). Обозначается знаком

.
Мореска (ит.
moresca — мавританская) — музыкально-танцевальная сцена, воспроизводящая борьбу христиан и мавров. Сопровождалась пением двух хоров или солистов-певцов. К. Монтеверди ввел мореску в финал оперы «Орфей» (1607).
Мотет (фр.
metet, от
mot —слово) — 1. В XII—XIV вв.— многоголосное вокальное произведение, в котором сочетались несколько самостоятельных мелодий, исполнявшихся на различные тексты (иногда на разных языках). 2. В XV—XVIII вв.— многоголосное полифоническое произведение в нескольких частях. Среди авторов мотета — Ж. Депре, О. Лассо, Д. Букстехуде, В. Моцарт, Г. Гендель. В XIX в. Мотет трактуется как хоровое произведение, непосредственно не связанное с культом (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, Ш. Гуно и др.).
Мотив (от лат.
moveo — двигаю) — 1. Наименьшее музыкальное построение, включающее часть музыкальной темы, и, как правило, содержащее одну сильную метрическую долю. 2. Часть темы, способная приобрести самостоятельное значение при разработке. 3. Напев, мелодия.
Мугам — 1. Лад азербайджанской народной музыки. Гаммы этого лада состоят из больших, малых, увеличенных секунд, расположенных в разных сочетаниях. Каждый мугам имеет свою систему подчинения ступеней, правила, определяющие движение мелодии, мелодические обороты и каденции. Известно свыше 70 ладов мугам, главными из которых являются: раст, шур, сегях, шуштер, чаргях, баяти-шираз, шахназ. Тоникой ладов мугам являются обычно четвертая ступень звукоряда. 2. Вокально-инструментальная пьеса в народной и профессиональной музыке Азербайджана, где каждая часть пишется в соответствующем ладе — М (1) и имеет особое название.
Мугурданцис — латышский народный танец. Размер 2/4.
Музыка (гр.
musike, от
rnusa; музы — богини, покровительствующие науке и искусствам) — вид искусства, в котором идейно-эмоциональное содержание воплощается в звуковых и художественных образах.
Музыкальная акустика — см.
Акустика.
Музыкальная грамота — начальные сведения из элементарной теории музыки.
Музыкальная драма — 1. Одно из названий оперы, употребляющееся в XVI в. 2. Название музыкально-сценического произведения, построенного по принципам драматического театра (напр., музыкальная драма Р. Вагнера). 3. Опера драматического характера со сквозным развитием драматического действия («Отелло» Дж. Верди, «Хованщина» М. Мусоргского).
Музыкальная драматургия — воплощение в музыке драматического действия. Музыкальная драматургия определяет форму, композицию и средства выразительности музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, оратории и т. д.).
Музыкальная иллюстрация — 1. Музыкальное сопровождение немых кинофильмов. 2. Включение в лекцию (урок, беседу) по искусству, литературе и т. д. музыкальных произведений или отрывков, способствующих лучшему усвоению лекции (урока, беседы).
Музыкальная комедия — название музыкально-сценических произведений комедийного плана (оперетта, комическая опера, зингшпиль, мюзикл и т. д.), распространенное в нашей стране. В жанре музыкальной комедии работали Б. Александров, К. Листов, Ю. Милютин, А. Рябов, И. Дунаевский.
Музыкальная литература — 1. Литература о музыке (книги, журналы, газеты и т. д.). 2. Совокупность музыкальных произведений (нотные издания). 3. Учебный курс, знакомящий учащихся с образцами музыкального творчества разных эпох, народов, стилей, жанров, форм и дающий начальные сведения из истории музыки.
Музыкальная память — способность запоминать и узнавать музыку, исполнять ее без нот. Существует несколько видов музыкальной памяти: слуховая, когда запоминание музыкального произведения происходит путем закрепления на слух всех элементов музыки; зрительная — запоминание нотного текста, «фотографирование» его; моторная, опирающаяся на автоматизацию движений, запоминание мышечных, вибрационных и др. ощущений.
Музыкальная психология — наука, изучающая психологические закономерности, механизмы и условия музыкальной деятельности человека, их влияние на строение музыкальной речи, формирование, функционирование и эволюцию музыкальных средств. Музыкальная психология тесно связана с общей психологией, психофизиологией, психолингвистикой, акустикой, педагогической и другими науками. Охватывая все виды музыкальной деятельности — сочинение, восприятие, исполнение, анализ музыкальных явлений, музыкальная психология делится на ряд взаимосвязанных смежных областей.
Музыкальная самодеятельность — творчество широких масс народа в области музыкального искусства, форма проявления творческой инициативы в области как индивидуального, коллективного исполнительства, так и создания новых музыкальных произведений.
Музыкальная терапия — лечение заболеваний музыкой. Музыкальная терапия эффективна при заболеваниях нервной системы, лечении заикания и др. болезней.
Музыкальная фольклористика — научная дисциплина, изучающая народное музыкальное творчество.
Музыкальная форма —1. Целостная, организованная система выразительных средств музыки (мелодия, ритм, гармония и т. д.), при помощи которых в музыкальном произведении воплощается его идейно-образное содержание. 2. Построение, структура музыкального произведения, соотношение его частей. Элементами музыкальной формы являются: мотив, фраза, предложение, период. Различные способы развития и сопоставления элементов приводят к образованию разнообразных музыкальных форм. Основные музыкальные формы: двухчастная, трехчастная, сонатная форма, вариации, куплетная форма, группа циклических форм, свободные формы и т. д. Единство содержания и формы музыкального произведения — главное условие и одновременно признак его художественной ценности.
Музыкальная шкатулка — механический музыкальный инструмент, в котором источником звука является набор металлических язычков разного размера, которые задевает валик, вызывающий звучание при помощи специально размещённых на нем игровых штифтов. Язычки настроены диатонически в тональности исполняемой пьесы.
Музыкальная эксцентрика (от лат.
excentricus — вне центра) — цирковой или эстрадный жанр, трюковое исполнение музыкальных произведений на обычных или специально сконструированных для этого инструментах.
Музыкальная эстетика — см.
Эстетика музыкальная.
Музыкальная этнография—см.
Этнография музыкальная.
Музыкальное воспитание — систематическое целенаправленное развитие музыкальной культуры и музыкальных способностей человека, воспитание в нем отзывчивости к музыке, глубокого целостного понимания и переживания ее содержания, процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению. Музыкальное воспитание включает элементы музыкального обучения и музыкального образования.
Музыкальное образование — профессиональное обучение музыкальному искусству (творчеству, исполнительству) и музыкальной науке, а также совокупность знаний, приобретенных в результате такого обучения.
Музыкальное общество (хоровое общество, музыкально-хоровое общество) — массовая добровольная общественная организация, объединяющая музыкантов-профессионалов и любителей музыки, активно способствующих развитию и пропаганде музыкального искусства.
Музыкальное оформление — музыкальное сопровождение драматического спектакля, кинофильма, радио- или телепередачи, циркового представления. Существует два вида музыкального оформления — компилятивное, когда используются отрывки из музыкальных произведений, написанных ранее, и специальное, т. е. создание музыки специально для данного случая. Музыкальное оформление содействует более полному раскрытию художественного содержания произведения.
Музыкально-педагогическое образование — профессиональная подготовка учителей музыки, специалистов массового музыкального воспитания детей, а также педагогов отдельных музыкальных предметов.
Музыкальность — комплекс природных задатков, создающих предпосылки для воспитания в индивидууме музыкального вкуса, способности полноценно воспринимать музыку, возможности стать профессиональным музыкантом.
Музыкальные инструменты — инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков и ритмически организованных шумов, используются для сольного и группового исполнения музыки. По общепринятой классификации музыкальные инструменты делятся на: 1. Струнные — смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас и др.); — щипковые (арфа, балалайка, гусли домра и др.),— ударно-клавишные (клавикорд, фортепиано); щипково-клавишные (клавесин). 2. Духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба и др.). 3. Пневматические (волынка, орган и т. д.). 4. Язычковые (фисгармония, аккордеон, баян, концертина и др.). 5. Ударные (литавры, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчики, треугольник, гонг, тарелки, кастаньеты и др.). 6. Электромузыкальные инструменты.
Музыкальный диктант — записывание музыкального текста на слух, одна из форм учебной работы, способствующая развитию музыкального слуха. Применяется на занятиях по сольфеджио.
Музыкальный звук — см.
Звук.
Музыкальный момент (лат.
momentum — мгновение, миг) — небольшая фортепианная пьеса, близкая по характеру к экспромту. Образцы музыкального момента созданы Ф. Шубертом, С. Рахманиновым.
Музыкальный слух — способность воспринимать, различать, представлять и воспроизводить высотные, метроритмические, динамические и другие соотношения звуков (см.
Слух).
Музыкальный строй — см.
Строй.
Музыкальный театр — исполнительский коллектив, осуществляющий постановку произведений музыкально-сценических жанров (опер, балетов, оперетт, музыкальных комедий, мюзиклов и т. д.).
Музыкальный ящик — заводной механический музыкальный инструмент, усовершенствованная музыкальная шкатулка. В музыкальном ящике действие язычков регулируются не расположением штифтов на валике, а специальным металлическим диском с зубцами, заставляющими звучать язычки. Заменяя диски, можно воспроизводить на музыкальном ящике различные произведения.
Музыкант — человек, профессионально владеющий музыкальной специальностью (композитор, дирижер, певец, инструменталист и т. д.).
Музыковед — специалист в области музыкознания: историк музыки, музыкальный теоретик, критик, фольклорист, инструментовед. Музыковеды ведут педагогическую, научно-исследовательскую, лекторскую и др. работу.
Музыковедение, музыкознание — наука, изучающая музыку как особую форму художественного освоения мира в ее конкретной социально-исторической обусловленности, отношении к другим видам художественной деятельности и духовной культуре общества, специфические особенности и закономерности, определяющие своеобразный характер отражения действительности в музыке. В структуру музыковедения входит ряд взаимосвязанных дисциплин исторического (всеобщая история музыки, музыкальная история отдельных национальных культур или их групп, история видов и жанров и т. д.) и теоретического (гармония, полифония, ритмика, метрика, мелодика, инструментовка) направлений, музыкальная фольклористика, музыкальная социология, музыкальная эстетика, а также смежные науки (музыкальная акустика, инструментоведение, нотография и др.).
Мукам — в уйгурской музыке — цикл музыкальных пьес, выдержанных в определенном ладе. Звукоряды мукам диатонические, с возникающими при исполнении интервалами в
1/
4 тона и меньше. Известно 12 мукамов — «Рак», «Чобият», «Мушавирэк», «Чиригах», «Пэнджичах» и др. Родственные мукаму явления — Макам, Маком, Мугам, Рага.
Мундштук (нем.
Mundstuck, от
Mund — рот,
Stuck — кусок) — деталь духовых инструментов, служащая для извлечения звука. Во время игры, исполнитель прижимает мундштук к губам или берет его в рот, вдувая воздух в канал инструмента и благодаря этому извлекая звук.
Муньейра (от галисийского
muineira — мельница) — испанский парный танец, сопровождаемый пением. Размер 6/8; характер оживленный.
Мутация (от лат.
mutatio — изменения, перемена, перелом) — 1. Переход из одного гексахорда в другой, применявшийся в сольмизационной системе раннего средневековья. 2. Изменение голоса при переходе от детского возраста к юношескому. Очень остро мутация проходит у мальчиков, охране и гигиене голосового аппарата которых в это время следует уделять особое внимание. Мутация у девочек носит характер эволюции и, как правило, проходит без обострений. 3. Перемена строя в партии литавры, обозначается словами:
mutain. 4. Перемена инструмента (напр., гобоя на англ., рожок).
Мюзет (фр.
musette — волынка) — 1. Музыкальный инструмент типа волынки, со складчатым кожаным мехом, двумя мелодическими трубками и патрубком для перестройки инструмента. 2. Духовой музыкальный инструмент, упрощенный гобой. 3. Старинный французский народный танец. Темп быстрый. Размер 2/4, 6/4, 6/8.
Мюзик-холл (англ.
music-hall — концертный зал) — вид эстрадного искусства, основанного на тематических эстрадных обзорах-ревю, театрализованные концертные программы.
Мюзикл (от англ.
musical play — музыкальный спектакль) — музыкально-сценическое произведение (часто комедийное), в котором использованы разнообразные жанры и выразительные средства современной и бытовой музыки, хореографии, оперетты и оперы. К лучшим образцам мюзикла принадлежат: «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Целуй меня, Кэт» К. Портера и др.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В этой категории нет товаров.