Отзывы
«Привет из США, гармонь прибыла, ровно за 7 дней. Перенес ла далёкий путь в великолепном состоянии. Ти мур, спасибо за отличный сервис. Эдик.»


Эдик Morganv...

«ДОБРЫЙ ДЕНЬ,ТИМУР!!!! КОНЕЧНО,Я ДОЛЖЕН БЫЛ ГЛУБОКО ВОЗМУТИТЬСЯ... ЗАКАЗ ПРИШЕЛ,НО ГИТАРА НЕ ЧЕРНАЯ,КАК БЫЛО ПРЕДУСМОТРЕНО ЗАКАЗОМ,А СВЕТЛАЯ... НУ,ДА ЛАДНО,НЕ ХОЧУ ПОРТИТЬ НОВЫЙ ГОД,ПРОЩАЮ ВАС..!!! А В ОСНОВНОМ,--ВСЁ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО,Я РАД!!! ГИТАРА Г ...»


Евгений ОРЕЛ

«Гитару забрал! Все хорошо. Успехов в Вашем деле.»


Иван Новосиб...

Все супер !
«Вежливый менеджер и быстрая отправка заказа.
Товар дошел без повреждений ...»


Илья Т. Каменск...

Покупка варгана
«Заказал варган и прочие комплектующие. Магазин сработал оперативно. В кратчайший срок посылка была получена, варган проверен и оплачен. Такж е обращаю внимание, что магазин результативно решает возникающие ньюансы. Одним словом - профи своего де ...»


Максим Ялта

Музыкальные термины на букву П (продолжение)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Полифонические вариации — музыкальная форма, основанная на многократном проведении темы с изменениями контрапунктического ха­рактера. К полифоническим вариациям относятся: мотет XIII в., пассакалья, чакона, фугетта, кводлибет и т. д. В современной музыке полифонические вариации широко применяются  в творчестве Б. Бартока, В. Лютославского, И. Стравинского, В. Тормиса, М. Регера, Р. Щедрина, Д. Шостаковича и др.
Полифония (от гр. poly и звук) — вид многоголосия, в котором отдель­ные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и самостоятельное интонационно-ритмическое развитие. Полифония — одно из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности, служащее разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художествен­ных образов. К произведениям полифонического склада относятся фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, мотет, мадригал. Как учебная дисциплина полифония входит в систему музыкально­го образования.
Полифункциональность  (от гр. poly и функция) — сочетание различных функций в одном созвучии (чаще всего противоречие между ниж­ними и верхними голосами гармонии). Полифункциональность  встречается при органных пунктах (напр., в ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, в финале 9-й симфонии Л. Бетховена и др.).
Полихронность   (от гр. poly — многий и chronos — время) — сочетание голосов с различными единицами измерения времени.
Полный каданс — завершение гармонического движения последователь­ностью D — Т или S — Т. Термин полный каданс означает полноту разрешения, а не использование в нем всех тональных функций.
 

 
Поло — 1. Испанский танец в трехдольном размере, с упругим ритмом, подчеркиваемом кастаньетами, хлопками и притопыванием. 2. Анда­лузская народная песня. Мелодия поло использована Ж. Бизе в ан­тракте к 4-му действию оперы «Кармен».
Половинная нота — нота, по длительности вдвое короче целой. Обозна­чается овалом со штилем.
Половинная  пауза — пауза, по длительности равная половинной ноте.
Половинный  каданс,  полукаданс — завершение гармонического движе­ния на доминантовом или субдоминантовом аккорде.
 

 
Полонез  (фр. polonaise — польский) — старинный бальный польский та­нец-шествие торжественного характера. Размер 3/4. К лучшим образ­цам относятся полонез Ф. Шопена, М. Глинки, К. Вебера, М. Мусоргского, А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова, С. Монюшко и др.
Полска — шведский народный танец польского происхождения, в трех или двухдольном метре, по ритму близкий мазурке.
Полутон — минимальное расстояние между двумя звуками, принятое в современной музыкальной системе: интервал, служащий мерой для определения величины всех остальных интервалов; одна двенадцатая часть октавы.
Полька   (чешск, pulca — половина, половинка) — 1. Чешский народный танец, исполняемый в быстром темпе. Размер 2/4. 2. Бальный танец, который произошел от народного (1). Образцы польки — в творчестве А. Дворжака, Б. Сметаны, А. Рубинштейна, П. Чайковского, С. Рах­манинова и др.
Пометы — буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации (см. Крюки, Знаменный распев).
Попевка — мелодический оборот, интонация. Возник в практике древне­русского певческого искусства и обозначал характерный мелодический оборот, принадлежащий определенным гласам. Попевка как один из основ­ных компонентов сохранилась в народном музыкальном быту.
Поп-музыка  (англ. pop music, сокращение от popular music — общедо­ступная, популярная музыка) — понятие, охватывающее разнообраз­ные стили, жанры и направления массового музицирования.  
Попурри (фр. pot-pourri, основное значение: смесь, блюдо из мяса и зе­лени) — музыкальное произведение, составленное из различных от­рывков (напр., попурри из песен советских композиторов).
Порожек — деталь смычковых или щипковых музыкальных инструмен­тов, расположенная вверху возле грифа. Порожек предназначен для подня­тия струн над грифом.
Портаменто   (ит. portamento — поступь, перенос) — способ исполнения мелодии на смычковых инструментах при помощи замедленного скольжения пальца по струне от одного звука к другому.
Портатив — (от лат. porto — переношу) — малый переносный орган с одним мануалом и 24 клавишами. На портативе нельзя исполнять поли­фоническую музыку (в отличие от позитива).
Портато   (от ит. portare — утверждать) — способ исполнения, средний между легато и стаккато, выразительное подчеркивание звуков. Обо­значается черточками и лигой над (или под) нотами.
Постановка —1. Творческий процесс создания спектакля, кинофильма и т. д. 2. Положение корпуса, рук и пальцев во время игры на му­зыкальных инструментах (скрипке, виолончели, духовых), а также способ держания инструмента.
Постановка голоса —1. Приспособление и развитие голоса для профес­сионального использования лицами, по роду занятий выступающими перед большой аудиторией. Поставленный голос отличается звучно­стью, повышенной громкостью, широтой звуковысотного и динамического диапазона, богатством тембровых красок, чёткостью произно­шения, малой утомляемостью. С акустико-физиологической точки зрения постановка голоса — это способность, при минимальных за­тратах мышечной энергии, создавать такие условия работы голосо­вого аппарата, которые позволяют достигнуть максимальных акус­тических результатов В комплекс этих условий входит подбор оптимальной величины импеданса, координация работы всех компо­нентов голосового аппарата, освоение всех ощущений (вибрацион­ных, мышечных, резонаторных, барорецепции и т. д.) вокально-те­лесной схемы, освоение и закрепление определенного вида вокальной техники. 2. Система индивидуальных занятий, обеспечивающих фор­мирование способности сознательно управлять процессом фонации в соответствии с вокально-техническими и художественными зада­чами, связанными с исполнением конкретного произведения. 3. На­звание учебного предмета в музыкально-педагогических и музыкаль­ных учебных заведениях.
Постлюдия   (от лат. post — после и ludo — играю) — дополнительный раздел музыкального произведения, обычно — инструментальное за­ключение после пения.
Построение — разделы, составляющие музыкальную форму и структур­но не связанные между собой.
Походный  марш — разновидность военного строевого марша, исполня­ется при передвижении войск походным шагом (110—120 шагов в минуту).
Похоронный марш, траурный марш — торжественно-скорбное музыкаль­ное произведение двух- или четырехдольного размера в равномерно четком ритме.
Поэма   (гр. poiema — дело, произведение) — 1. Небольшая лирическая пьеса свободного построения для музыкального инструмента (напр., поэма для фортепиано А. Скрябина). 2. Большое симфоническое произ­ведение для оркестра (или соло с оркестром) с программным содер­жанием. 3. Вокальное или вокально-симфоническое произведение (напр., «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).
Праздники — древнерусская певческая книга, частично дублировавшая Стихирарь и Ирмологий. Впервые праздники изданы в 1772 г.
Предложение — музыкальное построение, входящее в состав периода и заканчивающееся кадансом.
Предъём — появление отдельного аккордового звука раньше аккорда. Предъём появляется на слабой доле такта, диссонируя с предыдущим ак­кордом. Предъём обычно одноголосный, но может встречаться также двой­ной или тройной предъём.
Прелюд, прелюдия (от лат. praeludo — делаю вступление) — 1. Неболь­шое вступление перед музыкальным произведением, имеющее импро­визационный характер. 2. Самостоятельная пьеса свободного склада с фигурационной разработкой, предшествующая другой пьесе (напр., прелюдия и фуга). 3. Небольшая инструментальная пьеса, преимущественно для фортепиано. Примеры прелюдии — у И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Дебюс­си, С. Франка, С. Рахманинова, А. Скрябина, Д. Шостаковича и др.
Премии музыкальные — награды, присуждаемые деятелям музыкального искусства за выдающиеся работы или творческие достижения. Чаще всего премии носят имена выдающихся деятелей музыкальной культуры: В. Моцарта, Р. Вагнера, Л. Бетховена, Г. Караяна, Т. Гобби, П. Чай­ковского и др.  
Премьера    (фр. premiere — первое исполнение любого произведения) оперы, оперетты, балета, симфонии и т. д., первое представление нового спектакля или концертной программы.
Престиссимо (ит. prestissimo — превосходная степень от быстро) — обо­значение очень быстрого темпа.
Престо  (ит. presto — быстро) — быстрый темп (по шкале И. Мельцеля 184—200).
Признаки — обозначение высоты звуков в знаменной нотации, заменив­шее пометы (см.).
Прикрытие звука — защитный механизм голосовых связок, автоматиче­ски включающийся в процессе фонации при переходе от нижнего (грудного) к верхнему (головному) регистру у певческих голосов. Главным механизмом прикрытия является увеличение импеданса.
Прима (лат. prima — первая) — 1. Интервал, образованный звуками од­ной и той же ступени. Обозначается цифрой 1. Чистая прима — интервал не имеющий тонового значения (0 тонов); увеличенная прима (напр., до — до диез) равна полутону. 2. Первая ступень от заданной. 3. То же, что основной тон аккорда (см.). 4. Название разновидности ин­струментов некоторых семейств (домра-прима). 5. В театре — исполнительница первый ролей (партий).
Примадонна  (ит. prima donna — первая дама) — певица, исполняющая первые партии. Мужчина — исполнитель первых партий — в Италии называется primo huomo (первый мужчина).
Принципал (от лат. principalis — первый, важнейший) — главный регистр органа. Трубы принципала располагаются с лицевой стороны органа.
Припев — часть мелодии, повторяющаяся без изменений после каждого куплета в произведениях куплетной формы.
Причитания — вид народного творчества, входящий в фольклор многих славянских народов. Причитания исполнялись в связи с предстоящей разлу­кой (во время свадьбы, проводов в армию, по случаю болезни и т. д.), но главным образом во время похоронного и поминального обряда.
Проведение — 1. Часть фуги, в которой тема проходит полностью в ка­ком-либо из голосов. 2. Раздел фуги, содержащий вступлений темы  и ответ во всех голосах. 3. В музыке полифонического склада изло­жение темы или мотива в каком-либо голосе или голосах (напр., проведение темы в нижнем голосе). 4. Изложение темы в развитых гомофон­ных формах (напр., проведение темы побочной партии в разработке сонатной формы).
Программа  (гр. programme — объявление) — 1. Последовательность но­меров концерта, эстрадного представления, радио- или телевизионной передачи. 2. Литературное изложение содержания исполняемого про­изведения. 3. Сюжет программного музыкального произведения. 4. Сжатое изложение учебной дисциплины; официальный документ, в котором определены перечень и последовательность вопросов, под­лежащих изучению. Программа определяет временной объем курса, конкре­тизирует содержательную сторону учебного плана.
Программная музыка — инструментальная музыка, написанная на опре­деленный сюжет. Этот сюжет может быть изложен в специальной программе («Фантастическая симфония» Г. Берлиоза) и отражен в названии произведения («Франческа да Римини» П. Чайковского). Существуют два основных вида программности — картинная, отра­жающая один, не претерпевающий изменений образ (природа, празд­нество, битва и т. д.) и сюжетная, выражающая сюжетное разви­тие образа.
Пролог   (гр. prologos — вступление) — вступительная сцена спектакля (оперного, балетного, драматического), в которой излагается собы­тие, предшествующее действию в спектакле (напр., в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, балете «Спящая красавица» П. Чайков­ского) или содержится обращение «от автора» (пролог к опере «Паяцы» Р. Леонкавалло).
Пропоста    (ит. proposta — предложение) — ведущий первый голос в имитационно-полифонических произведений, который излагает тему (см Вождь)
Просодия (от гр. prosodia — ударение, акцент) — учение об акцентах и долготе слогов в античной грамматике. Под акцентом понималось связанное с «речевой мелодией» выделение слога. Для обозначения мелодических акцентов и долготы слогов в IX в. были введены спе­циальные знаки. В XX в термин применяется редко
Простая фуга — фуга на одну тему, написанная в простом контрапункте.
Простой контрапункт — полифоническое соединение нескольких голосов, не допускающее их вертикального или горизонтального переме­щения
Пространственная музыка — музыка, в которой используются простран­ственно-звуковые эффекты: эхо, особое расположение исполнителей и т. д.
Простые интервалы — интервалы, по объему не превышающие октавы. К простым интервалам относятся: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава (кроме увеличенной).
Простые такты — такты, в состав которых входит только одна сильная доля.
Простые размеры — двух- и трехдольные размеры, имеющие две или три доли при одном акценте (2/4,3/4,3/8).
Протестантский хорал — духовное песнопение на немецком языке, уста­новленное деятелями Реформации в XVI в. как противопоставление григорианскому хоралу.
Противодвижение — в полифонической музыке повторение темы или мо­тива с противоположным направлением интервалов (см. Обращение темы).
Противоположное голосоведение — одновременное движение двух голо­сов в разных направлениях.
Противосложение — 1. Контрапункт к первому ответу в фуге и других имитационных формах, звучащий по окончании темы в том же го­лосе. 2. В более широком смысле — контрапункт ко всякому прове­дению темы в имитационной форме. 3. Голос, противопоставляемый другому голосу, главенствующему мелодически.
Проходящий звук — неаккордовый звук, появляющийся между двумя ак­кордовыми звуками при поступенном движении вверх или вниз.
Прямое голосоведение — одновременное движение голосов в одном на­правлении.
Пружина — деталь смычковых и некоторых щипковых инструментов, применяемая для усиления сопротивления деки и равномерного рас­пределения по ней звуковых колебаний.
Псалмы   (гр. psalmos — песня в сопровождении струнного инструмен­та) — библейские песни и молитвы, сочинение которых приписыва­ется царю Давиду. Лучшие псалмы распространялись в народном обиходе. Собрание псалмов составляет Псалтырь, а правила исполнения псалмов получили название псалмодии. Ритмика псалмов определялась грамматическими и логическими акцентами в тексте. На тексты псалмов Д. Бортнянский, Ж. Депре, К. Гудимель, М. Гомулка создавали произведения свет­ского характера. В XIX в. музыку на тексты псалмов писали Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, Ф. Лист, в XX в.— М. Регер, И. Стравинский, А. Шенберг и др.
Псалтериум (от гр. psallo — бряцаю по струнам) — многострунный щип­ковый инструмент с плоским корпусом. Звук извлекался с помощью плектра или пальцев, К XIV в. возникла струнно-ударная разновид­ность псалтериума, похожая на цимбалы.
Псальма   (от гр. psalmos — песня в сопровождении струнного инстру­мента) — род бытовой многоголосной песни духовного содержания, распространенный на Украине, в России и Белоруссии XVII — XVIII вв. и предназначавшейся для домашнего пения. Характер му­зыки и поэтического содержания этих песен разнообразен — восхваления, мольбы, жалобы, размышления и т. д.
Психология музыкальная — см. Музыкальная психология.
Пуантилизм (от фр. point — точка) — особый метод композиции, при ко­тором отдельный тон или интервал принимает на себя роль мотива, темы, музыкальной фразы. Изолированно звучащий тон определен­ной высоты в звуковом пространстве должен стать носителем му­зыкального выражения, идеи. Пуантилизм воспринимается как звуковое дви­жение в статичной форме и является шагом к пространственной музыке, стереофонии и пластовой композиции. Основоположником пуантилизма. является А. Веберн.
Пульт (нем. Pult, от лат. pulpitum — помост, трибуна) — подставка для нот. То же, что и Пюпитр.
Пулл-офф (англ. pull-off - снимать) в гитарной терминологии обозначает нисходящее легато, прием исполнения нот левой рукой (часто без участия правой руки) при котором палец прижимающий струну после извлечения высокого звука  снимается со струны подцепляя её и заставляя звучать предыдущий лад.
Пунктирный ритм — ритм, основанный на чередовании удлиненной силь­ной и укороченной слабой доли. Пунктирный ритм используется в маршах, во­енных песнях и других произведениях активного, патетического, ге­роического, торжественного характера.
Путевой  распев — разновидность знаменного распева XVI—XVII вв., отличавшаяся торжественным, медлительным характером.
Путь — основной голос (мелодия) старорусского церковного многого­лосия. Певчие, исполнявшие путь, назывались путниками.
Пьеса (фр. piece — кусок, часть) — 1. Небольшое сольное или ансамбле­вое произведение. 2. Драматическое произведение, предназначенное для сценического воплощения.
Пюпитр — см. Пульт.
Пятая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки пятой октавы обознача­ются: 1) в скрипичном ключе — как ноты четвертой октавы с добав­лением цифры 8 и пунктира над ними; 2) латинскими строчными буквами с цифрой 5 справа вверху (с5, d5, e5, f 5, g5, a5, h5); 3) слоговыми названиями со строчной буквы и цифрой 5 справа вверху (до5, ре5, ми5, фа5, соль5, ля5, си5).
Пятидольный такт — такт, в состав которого входит пять долей (размер 5/8 или 5/4).

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100Strun.Ru - создай свою музыку! © 2021