Отзывы
«Здравствуйте коллектив 100 струнок! Хочу выразить признательность ...»


Констан... Балашиха

Отзыв
«Спасибо за бесплатную доставку и подарок, хорошая акция для пенсио ...»


Виктор ... Тосно

«Здравствуйте! Когда появится в продаже 924440-28 Набор камерт ...»


Людмила Новосиб...

«Заказываю уже не в первый раз, всегда могу расчитывать на адекватн ...»


Михаил Курск

«Заказывала струны для сына, спасибо Тимуру, все побробно объяснил ...»


Наталья Москва

«Добрый день. Всё получил! Спасибо! Отличная работа! »


Андрей Москва

«Спасибо большое за быструю доставку в Подмосковье. За подарок (кан ...»


Татьяна МО

Музыкальные термины на букву П (продолжение)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Полифонические вариации — музыкальная форма, основанная на многократном проведении темы с изменениями контрапунктического ха­рактера. К полифоническим вариациям относятся: мотет XIII в., пассакалья, чакона, фугетта, кводлибет и т. д. В современной музыке полифонические вариации широко применяются  в творчестве Б. Бартока, В. Лютославского, И. Стравинского, В. Тормиса, М. Регера, Р. Щедрина, Д. Шостаковича и др.
Полифония (от гр. poly и звук) — вид многоголосия, в котором отдель­ные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и самостоятельное интонационно-ритмическое развитие. Полифония — одно из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности, служащее разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художествен­ных образов. К произведениям полифонического склада относятся фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, мотет, мадригал. Как учебная дисциплина полифония входит в систему музыкально­го образования.
Полифункциональность  (от гр. poly и функция) — сочетание различных функций в одном созвучии (чаще всего противоречие между ниж­ними и верхними голосами гармонии). Полифункциональность  встречается при органных пунктах (напр., в ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, в финале 9-й симфонии Л. Бетховена и др.).
Полихронность   (от гр. poly — многий и chronos — время) — сочетание голосов с различными единицами измерения времени.
Полный каданс — завершение гармонического движения последователь­ностью D — Т или S — Т. Термин полный каданс означает полноту разрешения, а не использование в нем всех тональных функций.
 

 
Поло — 1. Испанский танец в трехдольном размере, с упругим ритмом, подчеркиваемом кастаньетами, хлопками и притопыванием. 2. Анда­лузская народная песня. Мелодия поло использована Ж. Бизе в ан­тракте к 4-му действию оперы «Кармен».
Половинная нота — нота, по длительности вдвое короче целой. Обозна­чается овалом со штилем.
Половинная  пауза — пауза, по длительности равная половинной ноте.
Половинный  каданс,  полукаданс — завершение гармонического движе­ния на доминантовом или субдоминантовом аккорде.
 

 
Полонез  (фр. polonaise — польский) — старинный бальный польский та­нец-шествие торжественного характера. Размер 3/4. К лучшим образ­цам относятся полонез Ф. Шопена, М. Глинки, К. Вебера, М. Мусоргского, А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова, С. Монюшко и др.
Полска — шведский народный танец польского происхождения, в трех или двухдольном метре, по ритму близкий мазурке.
Полутон — минимальное расстояние между двумя звуками, принятое в современной музыкальной системе: интервал, служащий мерой для определения величины всех остальных интервалов; одна двенадцатая часть октавы.
Полька   (чешск, pulca — половина, половинка) — 1. Чешский народный танец, исполняемый в быстром темпе. Размер 2/4. 2. Бальный танец, который произошел от народного (1). Образцы польки — в творчестве А. Дворжака, Б. Сметаны, А. Рубинштейна, П. Чайковского, С. Рах­манинова и др.
Пометы — буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации (см. Крюки, Знаменный распев).
Попевка — мелодический оборот, интонация. Возник в практике древне­русского певческого искусства и обозначал характерный мелодический оборот, принадлежащий определенным гласам. Попевка как один из основ­ных компонентов сохранилась в народном музыкальном быту.
Поп-музыка  (англ. pop music, сокращение от popular music — общедо­ступная, популярная музыка) — понятие, охватывающее разнообраз­ные стили, жанры и направления массового музицирования.  
Попурри (фр. pot-pourri, основное значение: смесь, блюдо из мяса и зе­лени) — музыкальное произведение, составленное из различных от­рывков (напр., попурри из песен советских композиторов).
Порожек — деталь смычковых или щипковых музыкальных инструмен­тов, расположенная вверху возле грифа. Порожек предназначен для подня­тия струн над грифом.
Портаменто   (ит. portamento — поступь, перенос) — способ исполнения мелодии на смычковых инструментах при помощи замедленного скольжения пальца по струне от одного звука к другому.
Портатив — (от лат. porto — переношу) — малый переносный орган с одним мануалом и 24 клавишами. На портативе нельзя исполнять поли­фоническую музыку (в отличие от позитива).
Портато   (от ит. portare — утверждать) — способ исполнения, средний между легато и стаккато, выразительное подчеркивание звуков. Обо­значается черточками и лигой над (или под) нотами.
Постановка —1. Творческий процесс создания спектакля, кинофильма и т. д. 2. Положение корпуса, рук и пальцев во время игры на му­зыкальных инструментах (скрипке, виолончели, духовых), а также способ держания инструмента.
Постановка голоса —1. Приспособление и развитие голоса для профес­сионального использования лицами, по роду занятий выступающими перед большой аудиторией. Поставленный голос отличается звучно­стью, повышенной громкостью, широтой звуковысотного и динамического диапазона, богатством тембровых красок, чёткостью произно­шения, малой утомляемостью. С акустико-физиологической точки зрения постановка голоса — это способность, при минимальных за­тратах мышечной энергии, создавать такие условия работы голосо­вого аппарата, которые позволяют достигнуть максимальных акус­тических результатов В комплекс этих условий входит подбор оптимальной величины импеданса, координация работы всех компо­нентов голосового аппарата, освоение всех ощущений (вибрацион­ных, мышечных, резонаторных, барорецепции и т. д.) вокально-те­лесной схемы, освоение и закрепление определенного вида вокальной техники. 2. Система индивидуальных занятий, обеспечивающих фор­мирование способности сознательно управлять процессом фонации в соответствии с вокально-техническими и художественными зада­чами, связанными с исполнением конкретного произведения. 3. На­звание учебного предмета в музыкально-педагогических и музыкаль­ных учебных заведениях.
Постлюдия   (от лат. post — после и ludo — играю) — дополнительный раздел музыкального произведения, обычно — инструментальное за­ключение после пения.
Построение — разделы, составляющие музыкальную форму и структур­но не связанные между собой.
Походный  марш — разновидность военного строевого марша, исполня­ется при передвижении войск походным шагом (110—120 шагов в минуту).
Похоронный марш, траурный марш — торжественно-скорбное музыкаль­ное произведение двух- или четырехдольного размера в равномерно четком ритме.
Поэма   (гр. poiema — дело, произведение) — 1. Небольшая лирическая пьеса свободного построения для музыкального инструмента (напр., поэма для фортепиано А. Скрябина). 2. Большое симфоническое произ­ведение для оркестра (или соло с оркестром) с программным содер­жанием. 3. Вокальное или вокально-симфоническое произведение (напр., «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).
Праздники — древнерусская певческая книга, частично дублировавшая Стихирарь и Ирмологий. Впервые праздники изданы в 1772 г.
Предложение — музыкальное построение, входящее в состав периода и заканчивающееся кадансом.
Предъём — появление отдельного аккордового звука раньше аккорда. Предъём появляется на слабой доле такта, диссонируя с предыдущим ак­кордом. Предъём обычно одноголосный, но может встречаться также двой­ной или тройной предъём.
Прелюд, прелюдия (от лат. praeludo — делаю вступление) — 1. Неболь­шое вступление перед музыкальным произведением, имеющее импро­визационный характер. 2. Самостоятельная пьеса свободного склада с фигурационной разработкой, предшествующая другой пьесе (напр., прелюдия и фуга). 3. Небольшая инструментальная пьеса, преимущественно для фортепиано. Примеры прелюдии — у И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Дебюс­си, С. Франка, С. Рахманинова, А. Скрябина, Д. Шостаковича и др.
Премии музыкальные — награды, присуждаемые деятелям музыкального искусства за выдающиеся работы или творческие достижения. Чаще всего премии носят имена выдающихся деятелей музыкальной культуры: В. Моцарта, Р. Вагнера, Л. Бетховена, Г. Караяна, Т. Гобби, П. Чай­ковского и др.  
Премьера    (фр. premiere — первое исполнение любого произведения) оперы, оперетты, балета, симфонии и т. д., первое представление нового спектакля или концертной программы.
Престиссимо (ит. prestissimo — превосходная степень от быстро) — обо­значение очень быстрого темпа.
Престо  (ит. presto — быстро) — быстрый темп (по шкале И. Мельцеля 184—200).
Признаки — обозначение высоты звуков в знаменной нотации, заменив­шее пометы (см.).
Прикрытие звука — защитный механизм голосовых связок, автоматиче­ски включающийся в процессе фонации при переходе от нижнего (грудного) к верхнему (головному) регистру у певческих голосов. Главным механизмом прикрытия является увеличение импеданса.
Прима (лат. prima — первая) — 1. Интервал, образованный звуками од­ной и той же ступени. Обозначается цифрой 1. Чистая прима — интервал не имеющий тонового значения (0 тонов); увеличенная прима (напр., до — до диез) равна полутону. 2. Первая ступень от заданной. 3. То же, что основной тон аккорда (см.). 4. Название разновидности ин­струментов некоторых семейств (домра-прима). 5. В театре — исполнительница первый ролей (партий).
Примадонна  (ит. prima donna — первая дама) — певица, исполняющая первые партии. Мужчина — исполнитель первых партий — в Италии называется primo huomo (первый мужчина).
Принципал (от лат. principalis — первый, важнейший) — главный регистр органа. Трубы принципала располагаются с лицевой стороны органа.
Припев — часть мелодии, повторяющаяся без изменений после каждого куплета в произведениях куплетной формы.
Причитания — вид народного творчества, входящий в фольклор многих славянских народов. Причитания исполнялись в связи с предстоящей разлу­кой (во время свадьбы, проводов в армию, по случаю болезни и т. д.), но главным образом во время похоронного и поминального обряда.
Проведение — 1. Часть фуги, в которой тема проходит полностью в ка­ком-либо из голосов. 2. Раздел фуги, содержащий вступлений темы  и ответ во всех голосах. 3. В музыке полифонического склада изло­жение темы или мотива в каком-либо голосе или голосах (напр., проведение темы в нижнем голосе). 4. Изложение темы в развитых гомофон­ных формах (напр., проведение темы побочной партии в разработке сонатной формы).
Программа  (гр. programme — объявление) — 1. Последовательность но­меров концерта, эстрадного представления, радио- или телевизионной передачи. 2. Литературное изложение содержания исполняемого про­изведения. 3. Сюжет программного музыкального произведения. 4. Сжатое изложение учебной дисциплины; официальный документ, в котором определены перечень и последовательность вопросов, под­лежащих изучению. Программа определяет временной объем курса, конкре­тизирует содержательную сторону учебного плана.
Программная музыка — инструментальная музыка, написанная на опре­деленный сюжет. Этот сюжет может быть изложен в специальной программе («Фантастическая симфония» Г. Берлиоза) и отражен в названии произведения («Франческа да Римини» П. Чайковского). Существуют два основных вида программности — картинная, отра­жающая один, не претерпевающий изменений образ (природа, празд­нество, битва и т. д.) и сюжетная, выражающая сюжетное разви­тие образа.
Пролог   (гр. prologos — вступление) — вступительная сцена спектакля (оперного, балетного, драматического), в которой излагается собы­тие, предшествующее действию в спектакле (напр., в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, балете «Спящая красавица» П. Чайков­ского) или содержится обращение «от автора» (пролог к опере «Паяцы» Р. Леонкавалло).
Пропоста    (ит. proposta — предложение) — ведущий первый голос в имитационно-полифонических произведений, который излагает тему (см Вождь)
Просодия (от гр. prosodia — ударение, акцент) — учение об акцентах и долготе слогов в античной грамматике. Под акцентом понималось связанное с «речевой мелодией» выделение слога. Для обозначения мелодических акцентов и долготы слогов в IX в. были введены спе­циальные знаки. В XX в термин применяется редко
Простая фуга — фуга на одну тему, написанная в простом контрапункте.
Простой контрапункт — полифоническое соединение нескольких голосов, не допускающее их вертикального или горизонтального переме­щения
Пространственная музыка — музыка, в которой используются простран­ственно-звуковые эффекты: эхо, особое расположение исполнителей и т. д.
Простые интервалы — интервалы, по объему не превышающие октавы. К простым интервалам относятся: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава (кроме увеличенной).
Простые такты — такты, в состав которых входит только одна сильная доля.
Простые размеры — двух- и трехдольные размеры, имеющие две или три доли при одном акценте (2/4,3/4,3/8).
Протестантский хорал — духовное песнопение на немецком языке, уста­новленное деятелями Реформации в XVI в. как противопоставление григорианскому хоралу.
Противодвижение — в полифонической музыке повторение темы или мо­тива с противоположным направлением интервалов (см. Обращение темы).
Противоположное голосоведение — одновременное движение двух голо­сов в разных направлениях.
Противосложение — 1. Контрапункт к первому ответу в фуге и других имитационных формах, звучащий по окончании темы в том же го­лосе. 2. В более широком смысле — контрапункт ко всякому прове­дению темы в имитационной форме. 3. Голос, противопоставляемый другому голосу, главенствующему мелодически.
Проходящий звук — неаккордовый звук, появляющийся между двумя ак­кордовыми звуками при поступенном движении вверх или вниз.
Прямое голосоведение — одновременное движение голосов в одном на­правлении.
Пружина — деталь смычковых и некоторых щипковых инструментов, применяемая для усиления сопротивления деки и равномерного рас­пределения по ней звуковых колебаний.
Псалмы   (гр. psalmos — песня в сопровождении струнного инструмен­та) — библейские песни и молитвы, сочинение которых приписыва­ется царю Давиду. Лучшие псалмы распространялись в народном обиходе. Собрание псалмов составляет Псалтырь, а правила исполнения псалмов получили название псалмодии. Ритмика псалмов определялась грамматическими и логическими акцентами в тексте. На тексты псалмов Д. Бортнянский, Ж. Депре, К. Гудимель, М. Гомулка создавали произведения свет­ского характера. В XIX в. музыку на тексты псалмов писали Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, Ф. Лист, в XX в.— М. Регер, И. Стравинский, А. Шенберг и др.
Псалтериум (от гр. psallo — бряцаю по струнам) — многострунный щип­ковый инструмент с плоским корпусом. Звук извлекался с помощью плектра или пальцев, К XIV в. возникла струнно-ударная разновид­ность псалтериума, похожая на цимбалы.
Псальма   (от гр. psalmos — песня в сопровождении струнного инстру­мента) — род бытовой многоголосной песни духовного содержания, распространенный на Украине, в России и Белоруссии XVII — XVIII вв. и предназначавшейся для домашнего пения. Характер му­зыки и поэтического содержания этих песен разнообразен — восхваления, мольбы, жалобы, размышления и т. д.
Психология музыкальная — см. Музыкальная психология.
Пуантилизм (от фр. point — точка) — особый метод композиции, при ко­тором отдельный тон или интервал принимает на себя роль мотива, темы, музыкальной фразы. Изолированно звучащий тон определен­ной высоты в звуковом пространстве должен стать носителем му­зыкального выражения, идеи. Пуантилизм воспринимается как звуковое дви­жение в статичной форме и является шагом к пространственной музыке, стереофонии и пластовой композиции. Основоположником пуантилизма. является А. Веберн.
Пульт (нем. Pult, от лат. pulpitum — помост, трибуна) — подставка для нот. То же, что и Пюпитр.
Пулл-офф (англ. pull-off - снимать) в гитарной терминологии обозначает нисходящее легато, прием исполнения нот левой рукой (часто без участия правой руки) при котором палец прижимающий струну после извлечения высокого звука  снимается со струны подцепляя её и заставляя звучать предыдущий лад.
Пунктирный ритм — ритм, основанный на чередовании удлиненной силь­ной и укороченной слабой доли. Пунктирный ритм используется в маршах, во­енных песнях и других произведениях активного, патетического, ге­роического, торжественного характера.
Путевой  распев — разновидность знаменного распева XVI—XVII вв., отличавшаяся торжественным, медлительным характером.
Путь — основной голос (мелодия) старорусского церковного многого­лосия. Певчие, исполнявшие путь, назывались путниками.
Пьеса (фр. piece — кусок, часть) — 1. Небольшое сольное или ансамбле­вое произведение. 2. Драматическое произведение, предназначенное для сценического воплощения.
Пюпитр — см. Пульт.
Пятая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки пятой октавы обознача­ются: 1) в скрипичном ключе — как ноты четвертой октавы с добав­лением цифры 8 и пунктира над ними; 2) латинскими строчными буквами с цифрой 5 справа вверху (с5, d5, e5, f 5, g5, a5, h5); 3) слоговыми названиями со строчной буквы и цифрой 5 справа вверху (до5, ре5, ми5, фа5, соль5, ля5, си5).
Пятидольный такт — такт, в состав которого входит пять долей (размер 5/8 или 5/4).

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В этой категории нет товаров.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКОНТАКТЕ
Музыкальный магазин 100Strun.Ru - создай свою музыку! © 2023